среда, 13 января 2016 г.

Мороз и слонце...

В этот поход я пошел благодаря совпадению нескольких случайных событии. Зимой я не закрываю сезон, хожу в пвд и небольшие пешие походы малой компанией с холодной ночевкой, там где это возможно благодаря состоянию снега или протоптанным/прокатанным путям.

Панорама для затравки

Опыт уже накопился достаточно приличный, в плане холодных ночевок при любой температуре, одежды и прочего, но с другой стороны не хватало  знании в области лыж и передвижения на них. Сам по себе подбор снаряги с обсуждением достоинств разных вариантов увлекательнейшее дело. Знатоки в лице Жени утверждали что у нас на ЮУ рулят лыжи лесные Вятка. Желательно с камусом. Прочие источники говорили приблизительно нечто похожее - Бескиды новоделы тяжеловаты и излишни, пластик типа скитура неудобен и дорог. Тут в процессе флуда в первой половине рабочего дня проскользнуло объявление вконтактике. Можно совместно закупиться лыжами "Лесные" из Новгорода,  вроде неплохие, все массово записываются на это дело. Ну и я тоже, штуку не жалко на попробовать.

Этим был сделан первый шажок, событие породившее все дальнейшее путешествие. Лыжи есть - надо крепления, которые дороже самих лыж, затем палки (решил использовать трекинговые со снежными кольцами,  дешевые, хорошие цельные советские найти не удалось, а бюджет семейный к новому году уже сильно оскудел). Стоимость камуса оказалась в несколько раз дороже чем сам комплект лыж. Ну пришлось пока  на этом сэкономить.

В принципе  мне нужна была еще легкая куртка как аналог пуховки, но тут подсобил товарищ из Ленивых Лосей Илюха. Илюха - спонсор участия в лыжном походе Кумардак-Машак 2016. Лучший изготовитель и кормитель фалафелем в Уфе, большой карабин и не жадина - рекомендуется для общения девушкам. (с) ***Минута рекламы на блоге***

Времени на лыжи особо не было. Свободное уходило на посещение горной  школы турклуба спутник, попробовать покататься не получалось. Сам я до этого последний раз вообще стоял на лыжах 19 лет назад, еще будучи школьником. В тот день я сломал одну пару лыж вторую утопил в проруби.
Товарищи сходили на хребет Уреньга, а я даже не поставил крепления... Надо было как то готовится, но руки совсем не доходили...

Сначала я хотел устроить после нового года УТП по маршруту Аша - 71 км (до сих пор хочу)  - позвать с собой Берта,  прогуляться не спеша от 3 до 5 дней. Но Берт потратил все деньги на обучение искусству управления самодвижущейся шайтан-телегой и лыж купить не успевал. Я призадумался, начал советоваться, и товарищи мне сказали" А ты чего с нами в Закумардачье не идешь?". Вариант интересный, но несколько более тяжелый для первого лыжного, ну огребать так побольше.

За недельку до НГ я поставил крепления на лыжи, шурупы помощнее стандартных, да еще суперклея налил в дырки (не было эпоксидки). Погулял за парком Победы. Вроде ничего так, только подлип задолбал, тепло было.

Программа нашей прогулки была следующая: идут четверо - Саша (проводник-фотограф), Женя(рукль-завхоз), Рома (реммастер) и я (носильник-потаскун тяжестей) по маршруту поселок Верхнеаршинский - перевальчик Кумардака чуть дальше Медвежей, но не доходя Колокольни, - Прудки- прогулки в районе горы Широкая на хребте Машак. Далее поворот на 180  градусов и алга обратно. Ночевки  холодные, на это у нас аж две палатки трешки, чтобы тесно не было.Ну еще готовка на костре и возможно бензиновой горелке. Рома обещал напечь блинов под Машаком и обменять их у встречных групп на девушек (покрупнее, потеплее, чтобы грели и не приставали), в этом плане особая надежда была на лыжную школу Спутника.

Выезд начался с подвига. Выезд в 2 часа ночи это всегда нелегко, а потом еще часов 6 за рулем и выход на маршрут. Это реально тяжко, но Саша справился, уважуха! До Верхнеаршинска доехали без особых происшествий, единственное настораживала температура за бортом, прыгающая от -25 до -38 на разных участках.  После Тирляна встретили две пасажирские пустые газельки, белую и темно синюю, "лыжный Спутник вышел на маршрут" поняли мы.

День первый. Начало

Машину мы оставили у дома Бориса Прохорова. Кто не знает это крутой турист и альпинист- "Снежный Барс", у которого есть там турбаза,он хорошо знает окрестности, там можно переночевать недорого, получить консультации и прочее. Вышли около 9 утра на маршрут, термометр показывал -32, ветра не было и в принципе холод особо не чувствовался.
Одел я термобелье, флиску из полара сотки и гуаховскую софтшельную куртку. На ходу комфортно, не перегреваешься.

Шли стандартной тропой, которой ходили осенью на Колокольню, зимой пейзаж разительно меняется, кто не ходит многое теряет.
 Тропа

Не жарко, начинает обмерзать борода

Дошли по готовой лыжне до миселиской поляны, там нам надо было идти по тропе налево, готовая лыжня уходила куда то в право, на ней было несколько незнакомых ребят, вроде починяли крепления. Дотропили до ручья, тут  тропа перестала быть явной. Диким зигзугом перешли и решили подкрепиться. Рома с ненавистью глядел на лыжи. Он их просмолил для того чтобы не было подлипа и нанес полоски удерживающей мази для того чтобы не было отдачи назад. Просмоление отлично работало, мазь  вообще нет. Малейший подъем стал нетривиальным.
 Поляна Миселинская
 Тропа тоже

Ручей, где то здесь ночевали осенью

Через 2 км вышли к Большой россыпи. Рома отстал, но Женя сказал, что он решил перейти на снегоступы, и постепенно нас догонит. Дальше мы постепенно набирали высоту по россыпи, вышли в лес, подъем стал покруче, километра через 4 решили встать лагерем.

За деревьями россыпь

Ребята остались разбивать бивуак, я пошел на помощь, забрать рюкзак у отставшего.

Спускаюсь, спускаюсь, жду за каждым поворотом Рому, а его нет, уже лес кончился, нету... Как то стало не по себе.

Дойдя почти до самого конца россыпи обнаружил на лесном островке на курумнике пропащего, который поставил палатку, разжег костерок. У Ромы оказывается получилось все как в анекдоте "Один пролюбил, второй сломал"... Немного пройдя по россыпи он ухитрился так встать на камне на снегоступ, что тот хрустнул и разделился на две нефункциональные части, а немного ранее была утеряна одна из лыж, которая волочилась сзади на веревочке. Понятно, что дальше маршрут он продолжить не может. Мы поговорили и решили, что завтра он тут ждет до 2-х часов дня, и если мы продолжаем маршрут и не спускаемся к нему, выбирается по лыжне на найденной лыже к товарищу Прохорову.

Взяв один лимон я двинулся назад, к ребятам. Уже темнело, пришлось идти с фонариком. Было немного жутковато, вспоминались истории о волках, которые не трогают группы и опасны только для одиночек (как я) )

Лагерь встретил меня уютным костерком в яме у корней дерева и ужином. Посовещались и решили продолжить маршрут, сократив прогулку на день.  Палатка у нас осталась одна, стало теснее, меню изменили, немного беспокоились за Рому.  Слон в суете остался не поглаженным.

День второй. К Юрюзани

Возможно стало теплее. По крайней мере пасмурно. Выдвинулись в сторону перевала. Сделали закладку на верху под деревом на обратный путь, чтобы не таскать туда сюда продукты. При спуске я изматерился упав раз 10, на палки трекинговые не обопрешься особо, могут сломаться, нагружать лыжи тоже опасаюсь, с торможением плохо. Приходится тормозить пятой точкой. Немного остал от ребят, в верхушках деревьев ветрище разгулялся, летят ветки, иногда трещат толстенные деревья. Догнал товарищей у Юрюзани.

На стоянку встали недалеко от россыпи в 50 метрах от реки. Там был доступ к полынье с открытой водой.

На ужин я достал сырники. Это как продуктовый сюрприз, который я планировал  после Роминых блинов, пришлось раздельно...

С каждой ночевкой спальники сырели все больше и больше. Комфорта это не добавляло. Палатка у нас была неплохая, с юбкой, ветроустойчивая, но при этом внутренний объем оставлял желать лучшего. Чуть шевельнешься - будешь осыпан замерзшим конденсатом, высунешь нос уже касаешься стенок. Поход в туалет был тем еще приключением.

Слон перед сном был хорошо выглажен.

День третий. По Широкой

С утра было заметно нежарко, скорее всего именно в это утро доходило до -40.  При этом было солнечно. Мы решили по программе налегке сбегать на вершину горы Широкая, взяв лишь вещи для утепления наверху, термоса и прочую мелочевку. Я забыл, точнее не подумал о фонарике, каюсь.

На подъеме открывались виды достойные пера Джека Лондона - лес в белоснежном покрове, шикарное гало с двумя ложными солнцами, суровые сосны, в некоторых местах замерзшие верховые болотца  с березками, курумнички покрытые снегом, вид на хребет Кумардак.
 Сверху слева -ложное солнце

На вершине снег существенно уплотнился, мы сняли лыжи и остаток прошли пешком. Сильный ветер создал из небольших елочек заснеженные сосульки. Холодно, мля! Но невероятно красиво, видно все в округе от старого Ямана до Иремеля, хребты Нары, Зигальгу от Шеломов до поперечной..

Больше об это скажут просто сами фото.

Полюбовавшись мы начали спуск, в надуве недалеко от места где оставили рюкзаки испили чаю, и пошли вниз.

Наши верные кони

Ребята ушли вперед, я же не спешил, спускался постепенно, управляемость была ниже у лыж и я как то не рисковал сломать.

На спуске влетел в ручей, получил бонус в виде намерзшего камуса и большей управляемости.

Я был внизу минут на 15 позже товарищей.

Дружеский треп у костра и в палатке, сон во все более сыреющем спальнике...

День четвертый. Бэк фром Кумардак

В этот день я реально вылюбился на подьеме. Сначала все было нетрудно - опять прошли через Юрюзань, посмотрели на позавчерашние следы от ветра. Крутизна подьема увеличивалась. Там, где ребята на камусах шли прямо - я диким зигзагом, полулесенкой, лесенкой, боком чуть ли не зубами цепляясь в склон.  В результате отстал минут на 20 всего, но измотался прилично, большей частью морально, раздражали темпы и манера перемещения. Много думал о снаряжении в плане нормальных палок и камуса. Радовался, что с осени бегаю и это увеличило выносливость. Так закаляется турье.

Недолго пройдя по своей лыжне мы нашли новую, которая вела как в сторону Кумардака, накатанная, полого спускающаяся вниз. Очень приятная для передвижения.

Прошли мимо пустого лагеря с шатром, вышли на россыпь, спустились к месту где к ней выходит тропа. Был вариант ночью притопать в Верхнеаршинск, но решили что это не имеет смысла.

Сняв лыжи заметил, что сзади все оказалось растрепано, да уж, мой вес оказался для лыж не особо простым испытанием. Ну и качество не очень самих.

Костерок, ужин, последняя ночевка.
Саша ведет видеорепортаж о прелестях лыжной жизни и рассказывает историю про Белого Лыжника, который шел через лес и горы к своей возлюбленной много дней, по попутал на последней сторонке направление на камусах и ушел в гребеня, где и бродит до сих пор.

Сногсшибательное звездное небо, видел шикарный болид, но Саша что то не  рвется его фоткать. Можно письку отморозить просто вылезая по делам из палатки, а тут еще сьемки...Очень холодно...

День пятый. Финиш

Один из самых неприятных моментов в зимних походах с холодной ночевкой - подъем. У нас он проходил так - первым встает Женя, который спит посередине, одевается, обувается, идет делать костер, следующим Саша, как немного более компактный и менее осыпающий палатку инеем. Это занимает до получаса. Затем я как самый крупный и засоня. Расстегиваю спальник, одеваю куртку, накидываю спальник на минутку прогреть куртку, снимаю лишнее, одеваю штаны, все это аккуратно чтобы не усыпаться конденсатом со стенок, полулежа. С очень большим трудом на ноги водружаются две глыбы льда, по недоразумению называемые ботинками.

С утра неспешные сборы, завтрак. Подошли соседи из шатра виденного в предыдущий день.

Слон греется в чунях
Слон за работой

Через пару дней моя ходовая куртка стала из софтшельной просто "Панцер Хард", задубенела  и была способна защитить от когтей небольшого медведя. Каждое утра приходилось в нее втискиваться.

Осталось идти совсем немного, лыжня накатана, не спеша мы выдвинулись назад, договорившись собраться если растянемся в районе Миселинской поляны.

Пройдя полтора километра я слегка задел одной лыжиной носок другой, нос лыжи лопнул как фарфоровый.

В месте сбора был обнаружен довольный как слон Рома. Он пил кофе и выдавал все слухи которые накопил за предыдущие дни. Пару дней провел у Бориса, переночевал с комфортом, сходил в баню, видел как одна группа сняла с маршрута девушку вегетарианку которая никак не могла согреться даже при наличие шатра. Воплотил в жизнь план "встать на стоянку за огородом товарища Прохорова".

Дальше двинулись уже вместе, на пол пути под ногой Ромы лыжа грустно хрустнула и развалилась пополам. Идти было совсем легко, тропа пешеходная, Рома не унывал.
 Лыжи, день 5-ый

Рома и лыжи

Мы передохнули в шале, слегка перекусили и распрощались с окрестностями Кумардака.  Прощай зимняя сказка.

Спасибо товарищам которые приняли участие в этой прогулке  Саше за героизм, Жене за заботу, Роме за компанию )))
Перед отъездом.

Фото все Саши Микова. Саша - самый крутой фотограф из всех кого знаю.

Зимние походы на самом деле не сложнее летних и имеют множество плюсов. Курумы  и большая часть бурелома засыпаны снегом и не мешают в передвижению, нет жужжащей живности,  не возможно промокнуть под ливнем, можно выспаться так как ночь очень длинная, можно забить рюкзак пельменями и деликатесами и питаться ими ). Минус один - холод, решается правильным подбором одежды и снаряжения. Призом же являются шикарные виды, яркие звезды среди пушистых елок и бодрящая свежесть.  Не надо киснуть в в душных городах, все на лыжню товарищи!

Видеоролик про наш поход.

Зимний Машак from Alex Mikov on Vimeo.

1. отчет очень понравился,фото классные,морозоустойчивость высокая)),молодцы,слона чаще гладить надо,а то судя по слою краски на спине,внимания достается мало)))

2. Молодцы! Только холодно!