четверг, 21 ноября 2019 г.

Если есть на свете рай, то это Киргизия

У значительной части моих знакомых есть очень хорошая привычка - периодически бывать в Киргизии. Там замечательные гостеприимные люди, вкусная еда, яркое южное солнце. И, главное, Горы. Большие, покрытые белоснежными ледниками, неописуемой красоты.

Как правило любое серьезное мероприятие планируется за разумно долгий срок. То, что мы идем в горный поход 5 кс  стало известно где то в конце осени 2018-го, мы начали собираться, обсуждать маршрут, тренировки, раскладку, логистику и десятки других важных и увлекательных вещей. Сам процесс подготовки - доставляет особое удовольствие, командная работа начинается задолго до выхода на маршрут и заканчивается после.

Была у меня уже пара лет идейка - сьездить в Крым с товарищами, скальные сборы и все дела. Так как навыки надо приобретать и оттачивать. Но получилось, что продвинутая часть горной школы как раз туда и поехала, а я повел ребят в поход в двойку на Сайрам. Тоже полезно и приятно. Хотя и немного досадно. Или нет, сборы сборами поход походом )  Как там говорится, если этот пост наберет один лайк, то я потом напишу отчет еще по весенней двойке. )

Весна, Сайрам, Молодость, Снежный Хардкор двойки в межсезонье. Если вкраце, содержимое этой серии: через несколько дней кое кто из участников уже подумывал о сходе с маршрута, но некуда. К концу похода меня начали ненавидеть. Через два дня после завершения спросили "а не хочу ли я их/не могу ли я сводить в тройку в ближайшее время". Ребята замечательные, я то с удовольствием,  но планы...

Первая ласточка судьбы помахала ластами прямо когда мы ехали домой. Берт, который собрал нашу группу в пятерку, упал на сборах со скалы. Повредил многострадальную ногу. Те, кто говорит что спорт это здоровье - все же немного лукавят. Мы не унывали, впереди еще лето, купили билеты, расфасовали продукты, разобрались с бюрократией- заявка на Кубок России, со сборной и так далее. Все же не срослось. И об этом стало известно в конце августа.

Тут я кинул клич "Ребята, айда в поход!". Первым делом среди своих двоечников, затем просто по клубам. Честно говоря набрать людей за короткий промежуток времени не так уж и просто. Оставалось меньше трех недель до старта. Тут надо очень быстро взять отпуска, определиться со снаряжением, продуктами, маршрутом. Сам по себе поход в межсезонье  уже тяжелее, опаснее и менее предсказуем чем обычно. Холод, сырость, снег - и прочие радости гор.

В итоге в поход на собралось шестеро. Илья Шлентов, реммастер, молодой перспективный горник )), с опытом двойки по Сайраму. Илья Верясов - мой старый товарищ, опытный завхоз, бывший в тройке. Вадим Семенов, логист от бога и финансист, если вы хотите бюджетно сходить на южный полюс или слетать на Марс - задача ему по плечу, у Вадима опыт максимум еденичка в больших горах, но + Эльбрус. Мой опыт 4ГУ и 2ГР.  Завснаром был Дима Герасимов, так как по работе ему постоянно приходится иметь с ним дело - должность была в надежных руках, опыт еденичка горная + еще два альплагеря.  Прекрасная половина нашего похода была представлена в виде Гульбахет, медик с двумя двойками за плечами.
В итоге - два Ильи (по тексту дальше Младший и Старина), два Вадима (один из которых ваш покорный слуга), Дима и Гульбахет. На первом собрании группы мы Диме предложили "может тебя для сохранения вселенской гармонии будем тоже называть Гульбахет", но он почему то отказался ).

Сроки были у нас были крайне скомканные. В серьезный поход сборы длятся месяцами, но вариантов особо не было. Было несколько вещей которые вызывали серьезные опасения. Даже сам район выбрать было нелегко. Осенние осадки и связанные с ними лавины. Возможная обильная тропежка и прочие, не очевидные мелочи, которые могут сильно усложить поход.  На помощь пришел Олег Лукьянов, опытнейший горник, знающий все в некоторых районах вплоть до каждого камушка. "Идите по моему маршруту 14-го года". Киргизский хребет, достаточно сухие места, отличная транспортная доступность, нормальный километраж, интересные препятствия. Ну и подробнейший шикарный отчет.

Вторая вещь - логистика. За неделю другую до выхода на маршрут купить билеты на самолет в другую страну - недешевое удовольствие, да и кого то участников сливать из за бюджета если их всего 6 человек - плохая идея. Поезд же съедает прилично по времени. Схема в итоге у нас получилась такая. Мы едем  до Соль-Илецка на авто (тут нам сильно помог Руслан с волшебным Русланомобилем),  дальше поезд Соль-Илецк - Отар. Жд перевозки внутри Казахстана очень бюджетны. не понятно как у них так получается - пересечь пару тысяч километров - плацкарт 700 р, купе около 2х т р. В Отаре мы садимся на машину Ербола и мчимся до границы с Киргизией, переходим пешком, далее на микроавтобусе делаем заброску и приезжаем в Ала-Арчу. Обратно последовательность та же.

Третья - касалась топлива. Весной у нас были проблемы с горелками на бензине. Мы решили попробовать идти на газу. Тем более у меня были контакты, если не удастся провезти газ, где взять его в Бишкеке.

Четвертая -"Можно ли в Казахстан со своей Гульбахет". У Гули красивое казахское имя и неплохой повод для шуток )

Выехали мы 21-го рано с утра.

Проводы в клубе рано утром.

Дорога в Соль-Илецк ничем ничем особо не примечательная. Запомнилась лишь дискуссия - почему в Ишимбае не растут такие же замечательные арбузы как ну пару сотен километров южнее.

Дорога до Отара тоже не особо примечательна, весной хоть маки краем глаза видно, а тут лежишь, читаешь, ешь и так далее. Отар сам по своей сути гигантский танковый полигон времен Советского Союза. Находится в степи. До сих пор военный городок.

Отар. Памятное фото с Ерболом.

Полтора часа - мы на границе с Киргизией. С обоих сторон куча таксистов круглые сутки.
Проходим быстро, прыгаем в микроавтобус, закидываем заброску 2 и вскоре мы уже в Ала-Арче. Ура, поход начинается!

День первый. Акклиматизация и заброска.

Ала-Арча встретила нам туманом.

Прямо таки Сайлент-Хилл

Прибыли мы уже после обеда. По плану у нас сегодня налегке заброска продуктов на вторую часть маршрута и акклиматизация.  В Ала Арче куча домиков, автобусы со школьниками, какие то отдыхающие, но видно что уже не сезон, летняя часть домиков закрыта. Нашли телефон местной тетки, там где говорил Олег, договорились о ночлеге по 250 сомиков с человек ( местная валюта меняется по отношению к рублю где то 105 к 100)

Следующая задача- подняться налегке 5 км вверх по ущелью, спрятать заброску в место куда мы выйдем в конце четвертого дня. Заодно мы немного набираем высоту, тоже полезно.
Осенняя пора, очей очарование.

Продукты прячем под кустами  внизу насыпи.

Вернулись уже когда стемнело.

День второй. Первые страдания.
Фото памятное с козлом. Козел сзади на постаменте.

Поход у нас логически состоял из трех частей. Первая - мы аккуратно набираем высоту, немного страдает от горняшки, акклиматизируемся.

Вторая - берем еще пару основных препятствий, ходим по ледникам в связках и развлекаемся с веревками.  К концу этого этапа мы набираем уже все что надо на минимальную тройку.

Третья часть - вишенка в торте - дополнительный перевал и набор километража.

Честно - я уже как то не юн, мне ближе подход старшего быка из очень бородатого анекдота:

Как то прислали опытного быка к молодому производителю наставником, дабы улучшить демографические показатели стада. Стоят они вместе на холме, смотрят вниз.

"Давай, давай побежим к вон той корове с чудесными лиловыми глазами и приласкаем ее" - волнуется молодой.
"Нет" - говорит инструктор.
"Давай, давай к той с чудесными рогами и  звездочкой на лбу" -снова торопится влюбленный юноша.
"Нет" - мычит второй.
"Давай, давай к той шаловливой рыжой попрыгунье с поджарым крупом".
"Нет, мы сейчас без спешки спустимся  с холма и по пути отлюбим все стадо"

Так вот, при акклиматизации спешить нельзя. Резкий набор высоты - может иметь достаточно разнообразные последствия, обычно негативные. Был еще один момент. Как всегда почти - некоторые участники заявили "нам дают две недели отпуска, больше не получается". В результате у нас 12 ходовых дней, запасных нет, что честно говоря не радует. Осенью световой день короче, погода неустойчивая. Я подумал "ребята сильные", набор приличный, но в принципе терпимый, попробуем как выиграть на первом участке один день. Забегая вперед скажу - не получилось ничего. Все вышло по графику. Была бы группа послабее - вообще могло негативно сказаться.

Встаем часа в 4 по Уфе, часов в 5 по местному времени, завтракаем и выдвигаемся. Спускаемся немного ниже по течению Ала-Арчи, ее так просто не перебродить, течение ту бурное,  там судя по отчетам там спортивный мост. Судя по тому что мы видим - мост стал уже невероятно спортивным и вот вот потребует разряда по спортивной акробатике для прохождения. Если переживет еще хотя бы одну большую воду.
Перед выходом на маршрут в следующем году советуем узнать есть ли еще этот мост.

Бродим и поднимаемся по тропе в долину...... Золотая осень в Киргизии в то же время что и у нас.

Проходим мимо мемориала погибшим альпинистам, выходим из леса, тропинка,  плановый набор высоты. Тепло, комфортно.
Не спеша, чуть позже обеда по времени, приходим на место предполагаемой ночевки, набрали уже почти километр. Самочувствие хорошее. Я знаю, что кроет не сразу, знаю, что скоро может стать тяжко, но как выше написано - межсезонье, погода, нужен запас по времени, да и высота в принципе не такая уж большая можно рискнуть. Подняться под перевал, на следующий день сбегать на вершинку 30 лет ВЛКСМ, провесить веревки на перевале, если понадобится, и через день свалить вниз. Даже ребят спросил "Здесь стоим или рискуем учитывая вышеизложенные факторы?". Решили - мы ребята из стали и только алга.
Был вариант заночевать тут

Моренная ступень. Красный пунктир путь группы.

Вид на вторую моренную ступень. Начинается снег

Где то ближе к 3500 по высоте тропинка кончилась, появился снег, камни моренные и стало идти как то немного грустнее.  Начала сказываться высота.  Особенно страдал Дима.

Верховья ледника Адыгене, где под перевалом Саватор-Ашу мы думали встать в этот день, уже покрыты снегом. Это значит передвижение в связках и необходимость топить воду для еды.
В результате мы сделали ход конем, встали на озере в районе глицеостанции.

Там течет ручеек, есть места для стоянок, есть где укрыться, и даже будка для медитации, без двери, но с видом  в сторону Бишкека.

Глицеостанция
Красивый домик )

Народ в этот вечер страдал.  1300+  метров набора сказалось на всех. Вечером Гулина аптечка пользовалась большим спросом пока я не начал ругаться, запретил трогать аспирин и не выдал особо страждущим диакарб. Любят люди есть все лекарства подряд, что в лучшем случае не имеет смысла. Аспирин мы используем большей частью для профилактики обморожений, а диакарб обладая мочегонным действием снимает отечность и несколько помогает от некоторых симптомов горняшки.

Спали все очень беспокойно.  Дима где то в районе полночи куда то вышел, я думал по делам там гигиеническим, но когда через 15 минут он не появился я забеспокоился. Кто знает как может проявится горняшка, может поплавать решил или сбегать для дополнительной акклиматизации на соседнюю гору. Пришлось вылазить из теплого спальника и идти искать. Нашел, немного поругался, убедился что все хорошо, и пошел ворочаться почти до утра.

День третий. 30 лет ВЛКСМ.

На территории бывшего СССР прямо таки куча вершин связанных  с комсомолом.  Пару лет назад я был на 40 лет ВЛКСМ, в этом походу нам довелось побывать на 30 лет ВЛКСМ. Это для нас было не основное препятствие, больше чисто для акклиматизации.

Особо рассказывать о нем нечего. 1Б- простенькая вершина, осыпь, небольшие разрушенные скалы.

В процессе.
Прогулка на несколько километров в связках по закрытым ледникам, набор пары-тройки  сотен метров высоты. Альпинисты своим новичкам дают после таких значок. Подвиги тут особо не делаются при разумном подходе.
На вершине

В лагерь вернулись где то после обеда, на перевал решили не идти, сказывался вчерашний день.

День четвертый. Первый перевал Саватор-Ашу.

Вид снизу.

Перевалы в горном туризме бывают разные. От "да че там не спеша, по тропе, за пару часиков проидем", до "з№;!!!ц!! Как бы не убиться, хочу домой к маме" ) Или правильнее пишутся от 1А до 3Б. Самые типичные для 3 кс - это перевалы 2А, сложность начальная средняя, обычно проходятся на личной технике + несколько веревок (у меня бывало от 1 до 12 в разных походах). Все сильно зависит от времени года, состояния снежного/ледового покрова, самочувствия и уровня подготовки группы.

Мы шли в межсезонье. В это время уже бывает снег. Снег с одно стороны добавляет опасности в виде лавин, затрудняет передвижение - приходится больше ходить в связках и тропить, некоторые вещи может сделать совсем непроходимыми. С другой стороны некоторые вещи позволяет проходить проще.

На седловине
Так и получилось. Там где предыдущая группа наших товарищей под руководством Олега Лукьянова ходила по леднику просто так, мы прошли в связках. Там где они вешали на подъем веревки - мы прошли на индивидуальной технике с ледорубами. Там где летом потенциально были камнепады - у нас все было подмерзшее. В итоге мы шустро по осыпи и снегу поднялись на седловину перевала ничего не провесив.  Спуск же уже потребовал пару веревок по скалам, дальше выполаживание и начался комфортный для спуска снег.
Дальше аккуратно по моренам, через бараньи лбы и прочие прелести высокогорной долины сбрасываем высоту к реке Ала-Арча к нашей заброске. Переходим реку по очень хреновому мосту и наслаждаемся заслуженным отдыхом. Первая часть нашего путешествия завершена.
Ракотерапия

День пятый. Прощаемся с Вадимом и идем в сторону Медика.

Долина Ала-Арчи
У Вадима есть глаз. Понятно что для характерно почти для любого человека, но тут есть ньюанс. У него это слабое место. Пару лет на Эльбрусе глаз покраснел, воспалился и пришлось с ним лежать 2 месяца в больнице. Поэтому все, кто идет в поход с Вадимом Семеновым, очень трепетно относятся к цвету его глаза, так как аварийная эвакуация участника с маршрута  - это ЧП. Еще вчера Вадим сказал - начались проблемы.

Участники могут сойти по маршруту по разным причинам. У кого то не хватило духу, кто то серьезно заболел или вот вот это случится. Вадим физически сильный и морально устойчивый участник, но ему пришлось выбрасываться в Бишкек. Неприятно, мы договорились что он вернется, если все будет хорошо, буквально дня через три, когда мы будем забирать вторую заброску. Отдали ему палатку двушку, сами дальше пошли с четырехместной.

Я давно хотел купить нормальную большую палатку и для семьи и для походов. Взял нормаловскую Камчатку, силиконка, внешние дуги и все дела. Впятером мы достаточно комфортно в нее помещались. Единственное - слабоваты резинки в дугах.

Средняя часть Ала-Арчи на участке между впадениями правых притоков рек Туюк и Топ-Карагай представляет собой достаточно пологую часть долины, с плесами и многочисленными рукавами возле устьевых участков.

Движение вверх по долине начинаем с тропинки которая идет прямо от нашей стоянки у моста.

По правому берегу Ала-Арчи на этом участке проложена хорошая тропа – она продолжается вниз, до разливов Топ-Карагая.  Идти по такой очень приятно и комфортно.

Хорошо видны крутые борта долины: скалы и прижимы перемежаются крутыми осыпными кулуарами. Осыпные склоны окаймлены снизу участками зелени (или желтизны в это время года), простирающейся до берегов реки. Визуально эта часть долины заперта одноименной вершиной, возвышающейся над ней прямо по центру. Видны притоки – река с ледника Голубина, и реки с ледников долины Туюк.
Останавливаемся на дороге, не доходя 200 метров до устья реки Туюк – здесь, на склонах мы ищем тропу. Тут есть важный момент. Нам надо на ледник Голубина, но на него в лоб не подняться, там каньон и вообще все грустно и  практически непроходимо. Идем через долину Туюка, летом тут пасутся лошадки, осенью живности нет.

Долина Туюка вид сверху
Тропинка  выводит нас на моренный вал. Поднимаемся по складкам местности, огибая вершинку с автоматической метеостанцией – затем по тропе выходим на гребень, разделяющий долину Туюк и ледник Голубина.
Тут можно заметить живописные развалины метеостанции. Ледник и морена потихонку движутся, соответственно домик сильно от этого пострадал. Выглядит очень опасно, даже заходить не охота..  Вокруг бардак  – всюду валяются различные части приборов и снаряжения, стальные тросы и инструменты для гляциологических исследований.
Илюха Младший ищет что поесть...

Путь по леднику простой – в этом месте нет трещин, ледник открытый, лишь в некоторых местах припорошенный снегом. Поднимаемся вдоль правого борта ледника, уклон небольшой – до 15°, встречаются ледниковые ручьи.

Так проходим всю пологую часть и оказываемся под валом ледниковой ступени – она образована впадением ледовых притоков с бортов верховий ледниковой долины. Левая часть ледниковой ступени изрезана крупными трещинами, правый борт имеет плавный выкат и спокойное течение.

Ставим бивак прямо на леднике, недалеко от ручья. Тут ровная поверхность и есть жидкая вода, что на самом деле очень круто. ) Топить снег это достаточно долго, требует больше топлива и времени. А пить частенько хочется здесь и сейчас.

Наш колодец.

День шестой. Перевал Медик (2А). Немного огребаем

С утра погода- переменная облачность с уклоном в сторону пасмурности, ветер, периодически легкий снег, видимость километра 3-4.  Терпимо, безопасно, но уже неприятно.  Настораживает на самом деле. Как правило в больших горах после обеда все становится намного хуже.
Нам туда
От места ночевок на леднике Голубина, начинаем подъем на пологую ступень ледника (сразу надеваем кошки).  Она выводит нас на простор верховий ледника Голубина – становится видна горная цепь Главного Киргизского хребта. Ветер усиливается.

Течение ледника спокойное, трещин нет,  ледник становится закрытым, идем в связках.

В результате на этот перевал поднялись тоже не провесив веревок.

Седловина представляет собой широкое поле с небольшим уклоном в сторону ледника Голубина. С юга ее окаймляет узкий скально-ледовый гребень, выводящий на вершину пика Медик. С севера – гребни скальной разрухи.

Ветер не ураганный, но уже очень сильный, метет снег.
Радуемся жизни на Медике
Вниз, в сторону ледника Голубина, нависает небольшой надутый карниз. Ветер как из аэродинамической трубы, продувает насквозь, холодно. Снегопад усиливается, погодные тенденции не понятны.  Записку написать не удалось, бумага мгновенно промокает.

Было два варианта развития событий - либо ночевка на перевале, либо экстренный спуск.  Так как к утру лавинная обстановка могла стать заметно хуже, выбрали второй вариант.

Спуск с перевала начинаем со скального выступа с северной части, находим надежное место для организации станции при помощи расходной веревки. Станции на перегибе ледника (где ее делают летом) делать не стали - непонятная снежнолавинная обстановка. С вершины Медика сыплет снегом.

С первой станции спуск не просматривается полностью, лишь нижняя часть склона – поэтому, пользуемся рацией. Первая веревка на спуске – по снежно-ледовому склону 50°.
Работаем на спуске

Станцию делает Старина и уходит вниз, замыкает и сдергивает Младший.

Вторая станция на ледорубной пушке, склоны становятся положе, снег толще, лед уже глубоко. При этом снег хороший, не видно следов кристаллизации глубинных слоев.
С юга, со склона пика Медик постоянно сыплется снег, забираем при спуске севернее, к осыпи
К концу второй веревки склон выполаживается до максимум 30 градусов. Спуск продолжаем в связках.

Тут становится попроще

Доходим до выходов  льда с вкраплениями камней средних размеров. Тут как громыхнет. После такого есть вероятность, что придется отстирывать штаны. Звук как будто отвалился и упал огромный кусок скалы или здоровенная лавина. Оказывается это был гром. Гроза снежная.

Здесь собираемся вместе, площадка безопасна, можно отдохнуть и собрать снаряжение. Сильно не засиживаемся. Гроза  это серьезно,

Ледник  закрытый, связываемся, идем правобережной боковой морене ледника Туюксу Северный – здесь удобно делать стоянку. В центре ледника зона трещин, хоть сверху навалило снегом - их четко заметно, обходим справа.

Сегодня мы первый раз столкнулись в этом походе не с очень хорошей погодой.  Потеряли наверху прилично времени готовясь к спуску, было видно что участникам тяжело, у Гули даже слезы на глазах выступили, но при этом никто слова не сказал, так закаляются горники )

Ночуем  на высоте где то 3850, до следующего перевала рукой подать.

День седьмой. Перевал Алтынтор-Ашу, 1Б, 4070 м.

Идти чуть больше километра, опять связки, набор метров высоты 200.
Выходим на ледник и продолжаем движение в связках. Ледник пологий, без крупных трещин, проходим по закрытому леднику без задержек.
Вид из лагеря на Алтынтор-Ашу. Седловинка чуть правее центра

Подгорная трещина засыпана снегом, ее преодоление не представляет труда.
Крутизна склона становится около градусов 30. Снег достаточно плотный, глубинной измороси не наблюдается, лавинная опасность малая. Проходим до седловины в связках.
Седловина перевала представляет собой узкую осыпную перемычку в гребне разрушенных скал. С юга ее окаймляет узкий скально-ледовый гребень, выводящий на бастионы пика Тарановой. С севера – гребни скальной разрухи.
Тур в скальных развалах с северной стороны. Сняли записку  от группы костромских туристов.
Записали ободряющее видео для новичков горной школы. Посмотреть можно тут:

Непосредственно на седловине перевала находится снежный карниз, который нависает над восточным склоном . Поэтому мы начинаем спускаться с северных скал перемычки – метрах в пятнадцати от седла.

Вешаем станционную петлю и спускаемся по перилам. Буквально одна веревка, средней крутизны.
Дальше по осыпи, присыпанной снегом вниз, выходим на морену.

Начинаем спускаться по долине Алтынтор с верховий ледника Алтынтор, уже почти растаявшего и покрытого толстыми моренными чехлами. Правда сейчас, в это время года, тут зона снега. Ничего сложного, главное не подскользнуться и не повредить ногу.

Снега становится все меньше и меньше. Глаза начинает радовать зеленая растительность.

Выходим к красивому озерцу. и решаем встать тут на ночлег. У нас есть целая банка томатной пасты! Гуля тащит ее с самого начала. Сегодня будет Пир Желудка! Еще у нас есть КАКАО! После огреба на Медике и ночевки на ледниках жизнь явно уже налаживалась.

Завтра выходим к Теплому  Ключу. Там, судя по конспиративной информации, есть магазины с вкусняшками и горячие источники.

День восьмой. Краткий выход в цивилизацию, некоторые обломы и возвращение блудного Вадима.

На следующее утро выпал снег ,  стало красиво и мокро.

Ниже нашего лагеря лес из каких не очень приятных кустов, зигзагами сбрасываем высоту, на карте обозначена тропа, но фактически ее нету. Или есть, но мы не нашли. Затем ручьи, камни, разливы ручьев, пологий сброс высоты, резкий сброс высоты, еще зигзаги..
Это повыше

Это пониже по долине

Наконец ближе к реке Аламетдин - тропа. Еще стоянки и даже немного мусора.

Долина реки Аламедин - один из основных водостоков с ледников Главного Киргизского хребта, параллельно долинам Ала-Арчи (на западе) и долине Иссык-Ата (на востоке). Долина вытянута в меридиональном направлении, имеет крупные притоки: левые – р.Алтынтор и р.Кутургансу, правый – р. Салык.  Осенью, в нежаркую погоду, вода как правило на низком уровне, по крайней мере там куда мы спустись. Поэтому я  перехожу реку, вроде норм, кидаю рюкзак, собираю ребят и мы стеночкой бродим. Воды чуть выше колена, течение среднее, девушек которые от этого в обморок падают в этом походе нет.
У Старшего на лице написано счастье от предвкушения водных процедур

Устраиваем обеденный перекус. Чем мне запомнился конкретно этот среди всех - очень жесткое сало. Сало - это пища богов когда холодно. Заходит на ура, в зимних холодных походах можно делать оригинальные бутерброды из сала - берешь кусок сала, сверху кладешь кусок сала - вуаля, нямка готова. Хлеб уже лишний. Нам тоже было не жарко после переправы. Но жизнь свиньи которая пошла у нас на перекус видимо была очень тяжелой. Можно жевать кусок минут 10 - и без особого результата.

В этом походе мы шли с двумя приемами пищи - утром и вечером.  Обед у нас - перекус с горячим чаем (по возможности, иногда с водой просто), ну и карманка ходовая. Карманка нам досталась расфасованная еще для пятерки. Состав стандартный, кое кто даже ворчал из участников, несколько конфеток, немного орешков и пастила. С ней связан забавный момент. Мы каждый день пытались угадать, что нас ждет впереди. Яблоко и персик  мы называли "яблоперсик", были еще  "яблодыня", "ябловишня", "яблоарбуз" и как самый обыденный элемент "яблоябло".

Выходим на тропу и идем вниз по долине, тропа до поднимается вверх, то спускается вниз.
Идти по ней хорошо после каменюг  Алтынтора.

Через часик другой выходим  на большую поляну с остатками пастушьих кошей. Хорошо виден правый приток Аламедина – река Салык, завтра нам туда
Оставляем Диму и Гулю полудневничать, сами идем к санаторию Теплый Ключ. Наша задача - забрать заброску, вернуть Вадима на маршрут, если он еще в Бише, купить вкусняшек, наити аптеку, взять побольще отхаривающих, у Илюхи Старшего - сухой кашель, искупаться в горячем источнике. Ради всего этого не жалко пробежать десяток километров по серпантинам тропинок..

Первая птица Обломинго - бассейн источников закрыт на ремонт, кина не будет. Вторая за первой - магазинов, ларьков, аптек там нет. Только в Бишкеке. И вообще не в сезон жизни тут практически нет. Хорошая новость Вадим сходил к врачу, накупил лекарств, возвращается на маршрут и брызжет позитивом.

С такси тоже не просто, сотовый ловит плохо. Идем вниз по долине, стоит машина, подходим к ребятам, оказывается имеют отношение к туризму. Быстренько "кабанчиком" в город, делаем свои дела и снова в лагерь.

Большим плюсом было то, что связались с товарищами альпинистами на родине и узнали прогноз погоды на ближайшие дни. Завтра так себе, послезавтра с прояснениями, дальше так же.

День девятый. Долина реки Салык. Снег, камни, жесть.
Нам туда, где затянуто туманом

У всех в походе обычно бывают тяжелые дни, у меня пара первых, затем начиная где то с пятого я вхожу в ритм и  наслаждаюсь, но в этот я огреб. Если я огреб, все остальные точно тоже. С утра пасмурно, легкий дождь, но времени мы терять не можем. Выдвигаемся на финальную часть нашего маршрута. Вверх по долине Салык, на ледник, затем к перевалу.

Подъем начинаем от  железного моста возле устья одноименной реки.  Переходим на правый берег Салыка и поднимаемся по хорошей тропе на травянистых берегах, среди редких камней, вросших в землю . По берегам растут кусты ивы, иногда встречаются арчовые деревца.
Здесь все нормально, группа немного растягивается, бывают немного некомфортные места, но идется хорошо.  Нижняя часть долины изгибается вправо, и вскоре открывается вид на мощный моренный вал, запирающий среднюю часть долины. На подходах к нему меняется характер тропы – теперь она лежит на каменистых склонах, местами теряясь среди россыпей.
Растительность сходит на нет, видны лишь островки зелени.
По кочкам по кочкам по маленьким пригоркам. Видна зона где начинается героизм.

Поднимаемся по крутой осыпи, начинает идти снег, видимость резко падает, туман. Долина в этом месте заметно сужается, она как бы заперта моренными валами между высокими скальными воротами.  Идем  по карте беламорканала   нафигатору, видимость метров 50.
Поднявшись на валы, замечаем смену характера долины – теперь она становится гораздо положе. Началась заснеженная зона. Снега уже достаточно много.
Надо либо больше снега, либо меньше. А это порнорельеф.

Движение вверх по долине Салык весьма утомительно – каменистый рельеф, к тому же частично покрытый снегом, и отсутствие троп значительно очень утомляют. Крупные камни, скользко, в некоторых местах под ровной поверхностью вода. Стоянок мало.

Около 6 вечера, еще светло, прошли мимо очень удобного  озерца. Оставалось до намеченного места стоянки буквально километр и час светового времени. "Рельеф не очень , но дойдем, чего такого." Подумал я. В данном случае оптимизм сработал как в поговорке "Чем круче джып, тем дальше бежать за трактором". Стемнело резко, хаос из каменных глыб, ничего не видно, воды полные ботинки, снег. В одном месте я подскользнулся и плашмя с рюкзаком на спине с размаху как упаду об камень ребрами. В глазах потемнело, больно. Перелом или ушиб? Не понятно.
 Стоянок реально нет практически. Мы три часа шли этот жалкий километр. И то не дошли до предполагаемого места метров 50 по навигатору.
Что такое километр в городе? На пробежке пролетается не спеша за 5-6 минут, у меня есть любимый трек по которому я сотню раз за год бегаю, вдоль Белой, знаю каждый камушек. Что такое километр на тропе? Минут 15 неспешного шага и любования окрестностями. В данном случае это было испытание духа. Вот так туризм приручает к относительности всего происходящего ) Я вам говорил что у меня очень крутые участники в группе были? Они реально молодцы. Ни слова жалобы.

Нашли более менее ровное место и встали на ночлег.
Тут я обнаружил что с утра при сборах засунул свой чудесный пуховый спальник прямо в одну герму с мокрой от конденсата палаткой.  Думаю вы понимаете как это меня обрадовало. )

День десятый. Вверх по леднику Салык.
Мороз и солнце, день чудесный.

Прогноз оправдался. С утра была отличная погода. Ребра болят, дискомфорт от рюкзака, но дышать могу, значит максимум трещина в ребре или сильный ушиб. С этим ничего особо не сделаешь, остается только расслабится и продолжать маршрут.
Недавно рассвело. Холодно.

Идем  по суженному желобу каменных холмов морен, ищем наиболее удобный путь к языку ледника и переходим на ледник. Становится  легче. Идем в связках, ледник закрытый, приходится тропить.
Природе  не сдается наш горный отряд, пощады никто не просит!

Ледник Салык имеет спокойное течение, и лишь незначительно вздыбливается в местах поворотов и слияний с притоками.

После обеда, как обещано, погода начала ухудшаться, снизу периодически все полностью затягивало облаками, туман, мы решили не рисковать,  и остаться на морене перед началом подъема непосредственно на перевал Искра Центральный.
Сегодня идти намного проще. Ледник и морена. Но погода настораживает.

Судя по карте идти немного и набирать тоже, но, учитывая короткий осенний день, на перевал так поздно идти было нельзя.  Хотя тут мы уже  несколько начали отставать от графика.

День одиннадцатый.  Перевал Искра Центральная, 2А, 4280 м. Последний самый тяжкий бой )

Там, где ночевали, казалось что до перевала рукой подать. Полчасика и мы наверху. По карте тоже чуть чуть. И, как это часто в горах -впечатление обманчиво.

Гульбахет всегда на позитиве.

Подъем к перевалу начинаем с боковой морены осыпи ледника Салык, переходим на осыпь по которой поднимаемся к боковому притоку ледника Салык - ледник Салык Восточный.
Этап 1. Бодренько по осыпи

За перегибом склона осыпной гребень заканчивается (мы тут передохнули, как раз это место казалось с низу перевалом), мы выходим на ледник.
Выход на ледник. Место откуда мы фоткаем кажется снизу перевалом и внушает ложные надежды. но идти еще прилично.

Ледник закрытый, поэтому далее движемся в связках. Крутизна склонов уменьшается до 15°, но идем теперь не спеша –  снег скрадывает мелкие подробности ледникового рельефа. Тропим по очереди по белому безмолвию.
Шаг за шагом.

Открывается обзорный вид на вершины долины Салык . Хорошо видны уступчатые стены бокового отрога с вершины Салык-Баши. За перегибом ледник спокойный, движение по нему не представляет труда.

Среди скальных зубьев перевального гребня хорошо видна седловина нашего перевала  – ее легко узнать, ориентируясь по вершине Искра, замыкающей ледник .

Вообще, перевал Искра Центральная может иметь несколько седловин, отстоящих друг от друга на 100-200 метров по гребню, среди скальных зубьев. Мы выбрали ту, координаты которой указаны в каталоге перевалов Вестры, первую по ходу движения с запада .

Представляет собой узкую перемычку в гребне, среди скальных зубьев. Удобных мест для ночевки нет. Тур не нашли. Сделали свой небольшой оставили записку. Честно говоря, следующая седловина выглядит намного проще для прохождения.

Спускаться начинаем прямо вниз, по ледовому склону крутизной около 60° (фото 2). Перила крепим на скальном выступе с северной стороны, через расходную петлю. Скальные выступы там пластинчатые, сильно разрушены, скидываем все плохо закрепленные камни. В середине гребня - снежный надув, который частично удается обрушить вниз, вызвав даже небольшую лавину.. С южной стороны - традиционное место для организации первой станции, есть старая петля. Но в данное время года там скалы покрытые наледью и снегом. И ледобур не вкрутишь, и остальные методы плохо подходят. К тому же нависают остатки карниза. (На фото  цифрой 1 обозначено где мы сделали станцию, цифра 2-карниз, цифра 3 - традиционное место для первой станции).

Хорошо просматривается путь спуска – долина ледника Ивероновой поворачивает направо, также хорошо виден южный склон перевала Искра Северная (2А) на противоположном склоне.

Веревки выпускаем на полную длину, станции делаем на ледобурах – лед становится положе, до 45-40°.

Первым я послал работать Младшего. Ему надо было набирать опыт, вдруг в следующем году придется вести свой поход двоечку. Да и с новичками помогать кураторам. Замыкал Илюха Старшой. Я предпоследний. При спуске верхняя часть обвязки до слез сдавливает грудь, чувствуется, что вчера приложился.

В походе нас, как известно, шестеро. Веревки мы взяли две. Не надо так, берите три в тройку. Это сильно усложняет работу на рельефе. Сдерг пришлось вязать из кордалетов, чтобы все не сидели на одной станции. При спуске на первой же веревке стало заметно, что  есть участок с поврежденной оплеткой.  Не смертельно, но неприятно. Илья сделал сдерг и спустился ко мне. тянем потянем - веревка не идет совсем. выбора нет, надо жумарить и разбираться. Я инвалид, Илья герой - пошел на подвиг - зажумарил наверх, перевязал сдерг. Ситуация неприятная и достаточно опасная. Спустился - снова тянем. Опять не идет. Точнее очень хреново идет. Поднатужились  и все таки сдернули. Но веревку почти порвали - последние метров 5 содрана оплетка. Все из за не самого лучшего места для первой станции. Альтернативы были хуже.
Веревка 1 вид вверх
Веревка 1. Вид вниз

С каждой веревкой становится все ровнее и увеличивается толщина снежного покрова.  К концу четвертой  появляется возможность безопасно идти  в связках.
Спустившись с крутой части, продолжаем движение по закрытому леднику. Держимся вдоль левого борта, здесь рельеф положе . Затем, переходим с ледника на осыпной склон, вдоль кромки скал.
Делаем бивак на гребне правобережной морены, отбойный вал надежно защищает от возможных камнепадов со скал. Отличная погода  к вечеру испортилась, снегопад.
Нет, облака, нет )

Сегодня тоже был тяжелый день. Физически тяжелая пропежка, нелегкий перевал со своими трудностями, Гульбахет и Старший  подморозили ноги, у меня каждый вздох вызывает проблемы.  Завтра - финальный рывок.

День двенадцатый. Хеппи энд.
Вид на перевал Искра Центральный  утром

Четвертого октября у меня день рождения. Первый раз встречаю его в большом походе. Настроение отличное. Это наш последний день, до выхода с маршрута почти 2 километра сброса высоты и больше 25 км тропы. Вечером надо выезжать из Киргизии в Казахстан, без двадцати час ночи поезд из Отара в Соль-Илецк.

Утро было достаточно добрым, но пасмурным. Мы решили не терять времени на готовку, собраться и как можно раньше стартовать. Младший - красавчик, все равно встал на час раньше всех, и напоил с утра горячим чаем.
Горники в тумане.

Спуск – по крутой осыпи , и конгломератам. Стараемся двигаться осторожно, чтобы камни из-под ног не выскальзывали, травмоопасно, это еще усугубляется снежным покровом. Предпочитаем спускаться по гребням.

Спускаемся до пологого русла Иссык-Аты, к левому берегу озера в урочище Ортокёль. На последнем этапе спуска приходится подстраховываться ледорубами. Поверх мелкой осыпи намерз лед. Пару раз шмякнулся сам. В одном месте Вадим чуть не уехал на попе до самого низа.

Долина реки Иссык-Ата берет начало в высокогорной зоне, там, где при слиянии ее с рекой из долины Минджилки находится горное озеро, верхнее в долине Иссык-Ата – далее она продолжается на север, вынося свои воды в Чуйскую долину. Движение вниз  в урочище Ортокёль, что наверно как позволяют мои знанию тюркских языков переводится как "среднее или срединное озеро". В данное время года рельеф покрыт снегом, что придает ему своеобразное очарование.
Где еще такое увидишь? )

На карте тут указан брод. После нескольких попыток героически перейти прямо в мокрой обуви, я решил - не стоит тут мучать ребят.
И почувствуешь на себе.

Воды  мало, чуть ниже, метрах в 400-х, озеро изливалось речкой, и можно было перебраться просто по камням. Дальше просто по тропе, из зимы в осень, а потом вообще в лето.

Их примечательных мест - хороший такой железный мост.

В километре ниже моста находится известный Камень Джарташ . Он представляет из себя огромный кусок скалы, отколовшийся от разрушенного гребня отрога и скатившийся на пологую террасу долины. Камень имеет обширную нишу, выложенную камнями и позволяет  укрыться от непогоды. Существует легенда, из которой следует: путник, прижавшись к камню, может загадать три желания – одно из них обязательно исполнится. Желания нужно держать в тайне, но исполняется лишь одно, в случайном порядке.
Знаменитый камень, реально огромный. Слева нависание можно прятаться от дождя.

Около камня мы встретили охотника, он нас порадовал,  нам осталось буквально пара часов цивилизации.
Это следа от недавнего падения другого камня (видно на заднем плане). До склона метров 100-150. Это к вопросу безопасности в горах.
Захотелось  обратно в зиму.

И он был прав. Лошадки, тропа, конгломератные вымоины, кусты, тропа, домики вдали. Вскоре мы пришли на территорию санатория Иссык-Ата. Активная часть нашего похода закончена. Ура ))))

Выброска.

Одиссей покидал Итаку, мы же должны были вернутся из Киргизии в родную Уфу. Этот процесс сам по себе заслуживает   отдельного отчета, отпишусь кратко. В Иссык-Ате опять же не сезон. Мы с некоторым трудом нашли кафешку и плотно перекусили стандартными мантами, лангманом и прочими дарами цивилизации. Труднее всего было Диме- он относится к пищевым меньшинствам в виде вегетарианцев, но тетенька в кафе вошла в положение и накормила его яичницей. Честно говоря, я с восхищением отношусь к стойкости вегов в походе, им приходится есть первыми, частенько им не остается добавки, по мне это немного геморройно.

Следующий этап - помывка. Приятно быть чистым. Старший купил шампунь и тапочки, Младший бегал в округе искал душ. Я был настроен на горячие источники.
Душа в округе нет! По крайней мере общественного, куда могут пустить усталых грязных вонючих путников. )  Надо договариваться с местными жителями, что занимает прилично времени, чтобы они пустили к себе помытся. Горячие источники есть. Это целый бассейн площадью квадратов 20 и глубиной чуть больше метра, выложенный кафелем и цивильный. По нескольким полипропиленовым трубкам постоянно льется вода температурой 40+ градусов. Платишь 100 сомов специальному человеку и имеешь право час плескаться. Я пол часика отмокал, Вадим минут 15 (он логистировал параллельно), ребята так и не нашли душ, не хватило времени.

Времени у нас было в обрез, кроме помывки нам надо было еще добраться через Бишкек до границы (наити для этого транспорт, перекусить еще раз в городе, набрать продуктов в супермаркете в дорогу и как гостинцы домой, снять денег с банкомата), переити пограничный контроль, наити трансфер до Отара, и быть там к поезду. Время уже послеобеденное.

Из бассейна мня выдернуло известие, что пришло наше такси. Придя на место сбора стало понятно - что водитель явно не местный Ербол. В машину мы бы явно не влезали. Вадим начал активно бегать к окрестностям и склонять окружающих к трансферу.

Вскоре его жертвой стали ребята только приехавшие на белом полугрузовом минивене, это были местные фермеры, которые после тяжелого трудового дня решили отмокнуть в горячей водичке. Но Вадим своей речью  "Мы Богаты! Вы Тоже Можете Стать Богаты!  Бешеные деньги даем - 3000 сомиков за небольшую поездку. Ну еще поможете хорошим нам.". Я бы честно говоря на такое не клюнул.

Машина по габаритам похожа на небольшую грузопассажирскую газельку, комфортно там может разместится 5 человек с водителем. Нас было 6-ро, водитель был с двумя друзьями. В итог я ехал впереди в обнимку с друзьями водителя (получилось 4 человек), сзади 5 ребят.
Так в принципе ездить нельзя даже в Киргизии. Поэтому мы пробирались кустами и окольными дорогами, делая громадный крюк мимо Бишкека.
Дунгано-Башкортостанская дружба.

Местные оказались дунганами - это мусульманский народ с северо-западного Китая. Их предки еще с конца 19-го века живут в Киргизии. У них по 2-3 гектара земли, они на них выращивают овощи. Показывали издалека - "вот мой участок, я вырастил там в прошлом году 50 тонн лука". Очень позитивные парни, трудолюбивые и больше молодцы. Мы попросили из завезти покушать куда нибудь в интересное место с местной кухней. Так мы попали в кафе с экзотическим названием "Азия" - как нам сказали там была дунганская кухня. Дунганская кухня - это очень круто. К примеру знаменитый Ашлян-Фу - это оттуда. Меню нам показалось очень дорогим. Что это  Щи - за 1200 сомов? Суп из кислой капусты можно поесть и дома по намного более умеренному прайсу. На самом деле оказалось что это далеко не то. Щи - дунганское блюдо которое позволяет очень плотно поесть 6-ти людям. Праздничное, для свадеб и прочих торжеств.

Вот это часть "Щи" поднос 1.

Щи состоит из 2-х частей. Первый поднос - мясной бульон с рисом, второй поднос на фото, там куча мяса разного вида и остроты - отварное, котлеты на пару, омлет - под всем этим спрятана картошка в бульоне. + тарелочка салата. Мясо в оригинале берется палочками, макается в бульон и кушается. Ко всему этому в комплекте идут большие мягкие паровые пампушки.

Я брал еще салат - мясо с кучей острейшего зеленого перца. Как называется я не запомнил, сложно и непривычно для слуха.

В Киргизии реально очень хорошо кормят. Тут стык нескольких культур и огромное гастрономическое разнообразие. До сюда не дошла европейская культура вида когда на огромную тарелку утонченный гей-повар кладет веточку зелени, микрокусочек мяса и каплю соуса. Здесь все для тех кто сторонник ЖРАТ (а туристы в серьезном походе об этом как правило мечтают ) . Огромные  порции, качественное мясо. Взяв одно любое блюдо можно нормально поесть, два - стать сытым довольным шариком. Всем советую.

Единственное, чего не хватило - Ащлян-Фу, сказали не сезон, но узнав, что я его кушал в Караколе - заявили что ничего не потерял.

Культурная программа в кафе заняла часа  полтора, пообщались с Ильясом и товарищами, им тоже было любопытно, как мы ходим в горы. "А как вы забираете веревку когда спускаетесь? - Человека оставляем, нас приехало сюда 50  )))"

В городе Кант, это пригород Биша, зашли в супермаркет, я вышел первый, разговорился с Ильясом и каким то индусом. Парень из индии студент, опасается местных гопников (где он их нашел??? я ни одного не заметил). Ильяс оказывается учился в Пакистане, это позволило ему понимать студента - успокаивал.

К пограничному переходу добрались часам к 9 вечера, все кроме Гули прошли быстро, ее немного помурыжили, загран на руках  лучше внутреннего российского паспорта.  С обеих сторон границы куча таксистов, нашли одного с минивеном и он домчал нас до Отара. Были на месте мы за 20 минут до поезда.

Пара дней релаксации в поезде до Соль-Илецка прошли без особых приключений (ну Илюха объелся мантов на станциях и к концу страдал )) ). Встреча с нашим товарищем Русланом. Волшебный Русланомобиль   привез нас домой.

Большое спасибо тем кто был со мной в походе - ребята вы молодцы, красавчики и вообще спортсмены. Я надеюсь друзья, мы с вами еще сходим. Спасибо жене и детям которые понимают и принимают мое увлечение горами. Руша, Илья и Милана - я вас люблю. Спасибо товарищам из горной школы т/к "Спутник" за поддержку. Спасибо Олегу Лукьянову за помощь с маршрутом и спутниковый телефон. Олег - ты крутой и маршруты у тебя хорошие. )

Спасибо тебе, читатель,  если дочитал до этого места.  Отчет был написан за пару дней после того как прошла защита в МКК, поэтому получился немного скомканный. Надеюсь он вдохновит некоторых из читателей идти в горы.

Ходите в горы друзья и будьте счастливы!

Немного справочных сведений о походе, может кому интересно:

Схема похода.
Киргизский хребет находится от Бишкека на таком же расстоянии как Чишмы от Уфы.

Финансовые расходы

Машина  «Отар – Кордай»
500
3000
Заезд в горы (Кордай – а/л «Ала-Арча»)
1166
7000
Выезд с гор «Иссык-Ата - Кордай»
483

Итого:
10919
65514

Это невероятно бюджетно. Были конечно еще личные расходы на еду в поезде и так далее, но  не так много.

Паспорт спортивного похода

Лукьянов О.Г
       Циль Р.А.

Нитка маршрута:  (1Б–2А–2А–1Б–2А)

г. Уфа – г. Бишкек – б/о «Ала-Арча» – р.в. р. Ала-Арча – р. Адыгене – восх. в. Адыгене (1Б, альп, 4217м.) – пер. Саватор-Ашу 2А (106) – р. Ала-Арча – лед. Голубина – пер. Медик 2А (138) – лед. Туюк-Су Сев. – пер. Алтынтор-Ашу 1Б (142) – р. Алтын-Тор – р. Аламедин – брод – р. Салык – лед. Салык Вост. – пер. Искра Центр. 2А (224) – лед. Иверовой – р. Иссык-Ата – б/о «Иссык-Ата» – г. Бишкек – г. Уфа.

1. Класс, молодцы, круто, с удовольствием прочитал!!!

2. Сильные люди. Я вами горжусь. Киргизские горы много лет были моим домом.