четверг, 2 июня 2016 г.

Поиски снежного человека в заснеженных степях Кумардакщины

Весна 2016  A. D. выдалась зело теплой. Озимые курумы на неделю раньше показали свои лишайниковые бока на склонах центрально-южного Урала, снега активно таяли, огорчая ранним паводком водно-туристическую братию. Горная школа турклуба "Спутник" планово выпустила несколько групп юных, еще почти неоперившихся неофитов, в свое первое официальное путешествие, дабы вкусили великовозрастные отроки  первую горечь от барахтания по уши в мокром снегу, первую радость от официально покоренных препятствий категории 1а, закалились характером и обросли умениями.

Один из суровых логотипов особо суровых Ленивых Лосей (не утвержден официально)

Руководство одной из групп было возложено на вашего покорного слугу, ибо есть, пусть и неофициальный большей частью, но приличный опыт  в плане пешебродства по родным краям. Это бремя хоть и было почетным, но и требовало проработки множества моментов: маршрут огреба, места тренировок, культурная программа.

Как то почивая на супружеском ложе увидел я дивный сон. Явился ко мне ветеран Аненербе, и молвил что недавно встретил моего боевого походного товарища Алену (она недавно ездила в Малый Башкортостан, или Чайну, договариваться о строительстве кумысопровода Зилаир-Пекин) в горах Тибетщины (которые, как широко известно, иногда называются малым Юго-восточным Уралом), и обсудил с ней последние секретные данные по поводу поиска Снежного Человека. На самом деле деле видные криптозоологи недавно установили - наибольшие шансы встретить это загадочное существо - в заснеженных степях Кумардакщины...

Сурово? Заснеженно?  Со степью небольшие проблемы, но это уже мелочи..

Сон был  похож на вещий, такими намеками не пренебрегают, даже если мохнатика мы бы не нашли, путешествие обещало быть интересным и удачным. Решено - Кумардак, жди банду Ленивых Лосей.

Схема маршрута, приблизительная.
Долго ли коротко ли, маршрут был проработан, вегетарианцы назначены завхозами, продукты закуплены, снегоступы найдены.

Этими пользовалась Света. Хандмайд папы, показали себя только с хорошей стороны

Про снегоступы отдельная песня. Какой бы не была весна, на майские выше некоторого уровня все равно снег, много снега, дофига снега. Без снегоступов ходить по верхам хребтов очень тоскливо. В них тоже бывает тоскливо, но зато можно выкроить время на групповой отдых пока реммастер занимается ступами особо удачливого участника. Мне сильно помог видный кумардолог и просто хороший человек Саша Миков, одолжив модные снегоступы. Остальные ребята, подавив робкое "может не понадобится", тоже разжились этим видом снаряги. Самые эпичные были у Светиков.  Одна из самых отважных групп - Дины на пару дней раньше вышла на маршрут и подтвердила - снега хватит всем, даже можно продать излишки пингвинам или эскимосам.

Ленивые Лоси делятся на две подгруппы грузины и киргизы, это обусловлено их дальнейшим ареалом распространения после весеннего левел апа, в результате у нас получилось две полуавтономные группы ловцов. В моей были отважные Серега (навигатор), Артур (зав по хав), Саша (реммастер), Лера (айболит). Еще у нас был Миша шреденгера, одновременно инструктор по технике огреба у грузин и рукль второй половины - киргизов в составе Илюхи, Берта и Светиков.

Волнующий момент отъезда. Пятница вечер. Заказанный транспорт оказался чуть больше газели. Народ постепенно подтягивает. Последними явились веги завхозы, "всего на пол часика позже". Водитель в ожидании нервно нарезает круги, тихонько ругая каких то "не пунктуальных альпинистов".  Пришел старший сенсей Берт, пожелал удачи, вручил нам с Мишей по таинственному свертку со словами "открыть если нахлынет дикая тоска и будет очень тяжко". Спасибо, было приятно  внимание. ) Дикая тоска и любопытство нахлынуло почти мгновенно, но мы сдержались.

Извозчик шайтан-повозки не переставал волноваться и что то возмущаться под нос до самого конца поездки. Ближе к концу мы даже немного заблудились, так как вышеупомянутый господин проигнорировал пожелание свернуть в нужном направлении и увез не в то село. Нам показалось что он за рулем трое суток, и периодически пытался совершить суицид методом "водитель мирно уснул". Серега как навигатор пытался показать правильную дорогу, не помогло. Сработала помощь местного жителя, который, не смотря на внешний вид "начал отмечать отмену сухого закона при Горбачеве и до сих пор не остановился", смог втолковать путь.

К моменту нашего десанта в Верхнеаршинском недовольство водителя дорогой достигло максимума, нас водителем тоже подходило к переделу. В результате он высадил нас хз где на окраине.
 Сборы в путь. Самым здоровым лосем оказался Серега, он взял ледоруб, штатив, горевал что велик не лезет в рюкзак - пришлось оставить в Уфе. Всего то за 30+ кг веса в сумме.
Выдвигаемся
Вид на Малый и Большой Кумардаки из Верхнеаршинска

Я как тот привык стартовать от дома Бориса Прохорова (альпинист крутой из Магнитки, тут у него дача-шале) по тропе к большой Меселинской поляне. А тут мы пошли по прямой, немного поплутав.
Отдых после ходки

Вышли на речку  Миселя чуть выше поляны. Речка представляет собой ручей, шириной метра три, глубиной по колено. Через нее лежит удобное такое бревнышко. Наш первый брод. Мой товарищ по Приполярному Уралу  Женя Банников любит такие, в плане сплава весной.  Прямо мечта, проплыл метр,  обнес 5.
 Несколько человек прошло нормально, Света (Мальцева) с боевым кличем "ах я лохушка" решила освоить водную стихию и освежиться, нырнула купацца.

Ну нафиг ваше бревно

Ну ладно, надо было обсохнуть, и покушать, через пару сотен метров мы решили подкрепиться.

Готовим на горелочке. Еще Лера с Серегой героически встали в следующее утро в 4 часа и опять всех покормили. Ответственные лоси!

Далее мы вышли на тропку помеченную Борисом. Хороший человек и дело сделал хорошее. Попытка идти раздельно пока не удавалась (как известно это минус в плане ловли - Снежный человек страшный социофоб). Все шли достаточно тесной кучкой. Только Саша, полный сил и энтузиазма пытался от всех куда то ломиться вперед. Что тоже не очень, Мохнатик может покарать одиночку, и хорошо если у него будет сало  ;)

Все на позитиве
 Только вперед!
Так, начинается снег...

Ближе к седловине начинался снег. Робкие пятна перешли в почти сплошной снежный покров, но мы упорные и ленивые, идем без снегоступов. Вот мы на месте. Недалеко от подножья Большого Кумардака.
Вперед, на штурм и тренировки.  Борис охарактеризовал подьем вроде с Юга зимой на горку как 2А маршрут. Миша сказал что с одной стороны там 1а, с другой 1б когда нет снега.

Вид с Большого Кумардака на остальной хребет

Первая вершинка

Илья лезет в техническую фотку нашей группы и удивляется почему его просят выйти из кадра

Честно говоря мы измотались, в дороге поспать не удалось, решили встать на стоянку прямо на седловине, не дойдя до предварительно намеченной на плато г. Широкая.

Утра началось с героического поступка Леры и Сергея, которые встали в намеченные 4 утра и приготовили завтрак. По плану мы должны были вставать так каждый день и после быстрых сборов радостно двигаться по насту до обеда, а после обеда тренить и отдыхать. Так вот - местные духи решили внести коррективы в наш план - настом и не пахло, снег был рыхлый, влажный, глубокий. Миша проваливался без снегоступов практически по самую богатырскую шею.

Встали рано, но двинулись  уже около  8, вызвав праведное возмущение дежурных. Ленивые, че... Правда прошли недалеко, метров 100, у Светы Мальцевой сломался снегоступ... Далее они у нее ломались немного реже, в среднем может минут 15, а то и пол часа, но реммастер Ленивый Лось Берт нехило поднял свои навыки на маршруте.

Постепенно движемся в сторону Широкой, по  конспиративным сведениям там возможны лежки Пушистика. Забава со снегоступами в самом разгаре. Приходится их то одевать, то снимать, то ремонтировать.

На подходе мы узнали что у Лера у нас не Гарри Поттер. Кругом снег, немного камней и проталины. Прошел я, прошел Берт, Лера не прошла так как увидела гадюку и уведомила о ней половину Южного Урала. Ну недолюбливает она их.

К месту где должны были приблизительно ночевать пришли в аккурат к обеду.

Миша категорически одобряет окружающую действительность и сам факт существования Вселенной.
Яман вдали

Вздремнуть в обед дело святое

Кто был на Широкой знает какие там хорошие виды.

Клевая вершинка
Характерная полосатая долина Юрюзани и вид на хребет Машак

Спуск опять был веселый. 50 метров курума, 50 метров снега и далее полосами. Одел снегоступы, снял снегоступы, одел снегоступы и далее. 50 оттенков мазохизма. Миша радовался со словами "какая хорошая 1а".
 Совещание руклей
 Вниз не только вниз, но иногда чуток вверх

Вид на Медвежью

Ближе к темноте встали на ночлег на подходах к 1317 м. За 10 часов ходового времени около 12-15 км пройдено.

Снег почти сплошной, но нам попалась проталина и рядом с ней небольшой ручей. Решили спать до 6, так как наста на самом деле нет.
Посидели у костра, поделились позитивом, большая часть пошла спать. Светики, Артур и Илюха остались немного позалипать. Им кто то сказал что этим можно подманить Снежного Человека.  Идет Пушистик по лесу, видит у костра хорошие ребята о чем то думают, может и присоеденится. Хорошо что им не рассказали про вторую часть методики подманивания - надо съесть все грибы в радиусе километра.

В результате эти охотники легли спать почти на рассвете. Берт им сказал "Это не спортивно", а Миша посреди ночи изрек локальный мем (картинка  прилагается, при этом хочу заметить что спиртное в заначках было, это бальзам для добавления в чай,  в очень умеренном количестве, и процесс медитации заключался не в алкогольном опьянении, а в плане "ура мы в походе как клево")

Погода с утра как то не радовала. Кругом была сплошная облачность. Тем не менее мы выдвинулись дальше по маршруту, постоянно проваливаясь в мокрый снег, обогащая лексикон друг друга новыми крепкими выражениями. К моменту подхода к подножью облака куда то ушли, и это было хорошо. Мы не можем брать препятствия в тумане, нарушение техники безопасности, да и Пушистика разглядеть сложно.

Вид утром с места стоянки
Киргизы перед маршем

Лоси  в тумане

Лыжня?

Подъем стандартно перемежающийся с курумом снег. Наверху плато со скальными останцами, редкие деревья в измороси.

Сзади Колокольня

Спуск методом "глиссирование на попе". Не очень по ТБ, но зато сколько счастья.

Красота. Эту вершинку не слишком балуют вниманием, так как рядом Колокольня, хотя по мне и не заслужено, очень неплохое место.

К Колокольне!

Следующий этап - Колокольня. Двухступенчатый подъем, родной сухой курум. Наверху можно было позвонить, что Илюша успешно и сделал. Нам сказали что надвигаются грозы. Это не радовало. Нельзя в такую погоду брать препятствия. Кстати грозы все же  не было,  зря пугали.

Только вперед!

Уже видно смычку с Машаком
   Подъем на Колокольню двухступенчатый
 Шикарно!
Второй хребтик - Зубчатки
Спустившись мы с Мишей провели совещание руководителей. Имеем - 4 пройденных препятствия 1а, в принципе с обратной дорогой набранный минимальный километраж, 3-х человек с проблемными ногами, Серегу которого с большим трудом отпустили всего на 4 дня с работы, и Лерин зачет.  Мы решили: Серега, Лера и Миша выбрасываются в Тирлян, остальные под моим руководством и инструкторством Ильи идут на Инзерские зубчатки, тренируются, и выходят либо в Тирлян, либо в Отнурок (в зависимости от погоды и самочувствия конечностей).

Пошли сквозь снег и болота верховья Большого Инзера в более цивилизованные места. Снег... снег... курумы под снегом... Миша ломает снегоступы... Берт ломает снегоступы... Попытка ремонта с куском трекинговой палки не дает особых результатов. Берт с Мишей героически по уши в снегу пытаются идти к цивилизации... Берт с Мишей героически идут на сломаных снегоступах, так как без них эпичность передвижения зашкаливает даже для этих крепких ребят...

Меня больше всего достали такие места
 Вот так и доставали
 Снегоступы плавно стали болотоступами

Ура, болото! Вода по колено, но снега уже меньше и с курумами попроще. Мы постепенно сбрасываем высоту. На карте древняя дорога, помню года 4 назад вроде по ней даже перемещался.

Мы на ее нашли и решили посовещаться. Ребята полны эмоции. Лера горяче высказывается на тему ректального видения Южного Урала в начале мая и откусывания голов.  Илюха что то говорит про качков вегатарианцев. Большая часть просто тупо приходит в себя. Миша и остальные, сходящие с маршрута немного раньше времени, намерены ломить до Тирляна без остановки всю ночь.Мы с Илюхой решили их проводить до места где прямая дорога на кордон Миселя.

На полянке около речке Терженка был перекусной привал, и бивачное место для тех кто шел на зубчатки. Оказывается у нашего уважаемого Миши был день рождения и подарок нашел своего владельца.

Мы с Илюхой проводили ребят до места прямой дороги на кордон, к броду  перед речкой, в которую они  решили не лезть ночью, а дождаться рассвета и вздремнуть.  С некоторой тревогой (как же они переправятся, не будет ли откусанных голов) мы вернулись в лагерь. За это время товарищи поставили палатки и приготовили ужин.  Было решено - день был тяжелый, можно отоспаться. Спим до 8, кто не дежурит аж до 9. Веселая компания все поняла опять несколько превратно, и опять пробовала силы в ловле Снежного Человека на компанию. "Залипни у костра до утра".

С утра мы двинулись на место трени, идти недалеко, км 5 со всеми зигзагами, но я припас участок с восточного слона хребта, там и подыматься веселее, и ладшафт радует большей трудностью. "Осталось 700 метров по прямой" вошло в историю группы.

Пришли, встали недалеко от Цирка. Про Инзерские Зубчатки рассказывать особого смыла нет, очень красивое и популярное место.

На конец то пригодились веревки  - тренировки на естественном рельефе.

Илья первопроходит
 За ужином мы резко затосковали, прямо таки приступ ностальгии. Вскрыли посылочку заботливого старшего сенсея Берта. Опа, вкусная микрофляжка, шоколадка и семки.Спасибо за заботу, мы тебя тоже любим )

Затем мы заскучали по Мише и решили поздравить его на видео.

Далее я дал команду не залипать, так как подъем очень рано для  интенсивной тренировки и  выброски в Тирлян (с ногами у участников лучше не стало, решили все же выбрасываться не в Отнурке)

4 утра, снаружи палатки слышан периодический топот, кто то бегал туда сюда, и восторженный тихий крик "Ребята вставайте, ребята тут так клево! Ну ребята!". Это Света (Биккузина) носилась кругами по лагерю, в восторге от восхода, пыталась им поделится, но при этом деликатность не давала  сильно шуметь и будить остальных.

Далее любование пейзажем, завтрак,  тренировки на естественном рельефе. Света позвонила родителям в Белорецк и сказала  "ждите гостей, я тут неожиданно вечером с друзьями приеду".

Дорога в Тирлян банальна, дошли до кордона Миселя, переправились через речку (вода спала и была чуть выше колена), перекусили и пошли по лесовозной дороге.

Здесь когда то был мост

Последние броды обошли по склону горы Судовая.

В поселке совершили набег на магазин, продавщица сказала что видела первую группу ребят  на день раньше, вызвали такси и уехали в Белорецк.

У Светы Биккузиной очень замечательные и закаленные родители, большое им спасибо. Нас встретили мантами, настоящим кубинским ромом и шикарной баней, где уже на законных основаниях мы залипали почти до утра.
 Света снимает походный стресс, может просто голодная

Дальше дорога домой, но на этом очередная, не последняя глава в похождениях Ленивых Лосей уже закончена.

Встретили ли мы Снежного Человека?  Да к концу походы мы сами им стали.  Суровыми снаружи, но пушистыми внутри.

Большое спасибо ребята за поход и честь вас вести. Было замечательно. Еще сходим. Вы клевые :)

Спасибо за внимание, кто дочитал тот молодец.  :)