четверг, 27 августа 2015 г.

Приполярный Урал 2015

Моя жена частенько поругивается - дома чересчур много книжек. С детства  собираю библиотеку, в свое время время был завсегдатаем почти всех уфимских книжных магазинов и развалов (те читатели кто постарше, помните книжные ряды в начале 90-х на спортивной?), особенно мне  нравится закупаться в букинистах. В году эдак 1999-2001 я наткнулся на шикарно иллюстрированный, с отличными фото, недорогой фотоальбом с описаниями Приполярного Урала. С тех пор прошло немало времени, но желание посетить те края только возрастало.

Раз в год я хожу в большой поход, продолжительностью не меньше пары недель, обычно по Южному Уралу. В 2014-м мы с товарищем пробежались по хребтам Кумардак, Машак, Зигальга. Я люблю родные края, но утомляет вся эта зеленка и тайга часами. В конце похода твердо решил - надо ехать, нефиг откладывать на потом,  ходить надо пока молодой, а не на пенсии.

Подготовка.

Кадры решают все. Набор группы сам по себе достаточно геморройное занятие - в начале все пышут энтузиазмом, а ближе к отъезду у некоторых наблюдается обострение миокарда  заднего прохода, исчезновение свободных денег, проблемы на работе и в личной жизни.Это решается частично вступлением в турклуб (там как правило более серьезные в планировании люди, но к сожалению может не быть времени для регулярного посещения) или более обширным охватом аудитории, подробным совместным планировании с возможностью вариативно изменить часть планов по заброске и маршруту.

После БП 2014 я написал отчет, на самом деле полезное дело, помогает привести воспоминания в порядок,  рассказать всем друзьям сразу как все прошло, ну и для людей, незнакомых с регионом, послужить справкой. В отчете я упомянул, что давно хочу на Приполярный и ищу спутников. Закинул в соцсети и на форум недома.ру. Отчет вызвал некоторую дискуссию, затем я решил развить тему и написал какие конкретно места мне интересны, добавил фото,  схему приблизительного маршрута. Несколько человек заинтересовалось. Первым был Андрей из славного города Трехгорного, он  фанат рыбалки и северов. С форума подтянулся товарищ Женя Банников.

Постепенно складывался коллектив. Обсуждение велось в беседе вконтакте, достаточно удобный инструмент, всякого вновь желающего подключаешь, а затем за дружеским трепом и килотоннами флуда человек знакомится со всеми,  подключается к работе над подготовкой.

Зимой к нам с форума пришла Малинище, треп хлынул еще более бурной рекой. Обсуждение снаряги, медведей, влияния брома на мужской организм, кто будет Олегом или детем, сексуальных привычек обитателей Верхней Инты, методики отращивания светящихся фиолетовых рогов Женей, грибы в фольклоре народов Севера, эффективность галопередола, слоны... Всего уже не вспомнишь, но хватило бы на несколько диссертации по психиатрии или сетевому фольклору.

Определились с функциями Женю назначили начальником, руководителем. Алина вызвалась быть завхозом, так как фантазия буйная и половником треснуть не постесняется. Прям таки Отец, Мать, я отодвинулся на роль Святого духа - троица. Лиля отрядный фотограф (Лиля будешь читать помни народ хочет фоток :) ). Осталась вакантная должность отрядного психиатра и шерпов.

Удобным инструментом оказался файлик в гугле доке, куда мы записывали вес личного снаряжения, общественного и припасов.

С ребятами из Трехгорного я развиртуалился на Таганае после НГ. С Женей пересекся на Зилиме перед весенним сплавом. Для общего знакомства мы решили организовать небольшой ПВД на хребет Зигальга, гору Поперечную, будет время и вдохновение опишу в отдельном отчете.

После Поперечной, через пару дней, у нас была точка отсечки. Все должны были дать точный ответ идут или нет. Начался закуп продовольствия, билетов на поезд и прочее предстартовое.

Последней  на должность отрядного психиатра присоединилась Алена. Были еще желающие, в том числе из других регионов, но было поздно.

Итоговая картина: едут 9 человек - Женя, Алина, Лиля, Вова, Алена, Альбина, Вадим - ваш покорный слуга, Андрей и Макс - из Трехгорного (у них с нами была в основном совместная заброска, так как  целью была больше  рыбалка), один слон. Концепция - пеший поход 2 кс, перевалы не сложнее 1б, ходим налегке и с удовольствием (без веревок, обвязок и касок). Стартовый вес рюкзаков 20-25 кг (у парней потяжелее немного). Готовка на газу, все сублимированное и легкое (350г еды на человека в день). Маршрут кольцевой с радиалками.

Заброска.

Оптимальным путем оказался заезд  Уфа-Ухта автотранспортом, Ухта-Инта поезд, Инта- База Желанная вахтовка.

До Ухты три раза в неделю ходит автобус Башавтотранса, время в пути почти полтора дня, не очень удобно.

В сети удалось найти ребят из Кирова которые ездят регулярно и в Уфу и в Ухту. Машина на 8 человек, фольксваген траспортер, едут чуть меньше суток, стоимость нормальная. Если поставить сиденье сзади получается едут с комфортом 9 человек. + прицеп для рюкзаков. Если кому надо дам контакты, они могут возить и меньшие группы.

Вечером 31 июля мы выехали из Уфы. Во второй половине 1 августа были в Ухте, проехав мимо Челнов, Кирова, Сыктывкара. По пути было неплохо видно как меняется природа с приближением к северу. Насладились несколькими придорожными кафе, одной серии фильма про анжелику и вроде последним форсажем. Ехать сутки нелегко, но вполне терпимо.  Может небольшой дискомфорт был у Жени, так как он ехал сзади, выход был через багажную дверь (этим он забавлял водителя, который на каждой остановке беззлобно подшучивал "не забудьте достать начальника").

Ухта ничем особым не запомнилась.

В Инту приехали ранним утром,было нежарко и пасмурно, через час вахтовка забрала нас и увезла на базу Желанная. К нам присоединились еще семья из Печоры.

Клонит ко сну

Сначала идет густой, но низенький лес, который постепенно редеет, потом начинаются плоскогорья где нет леса. Я в процессе перемещения зарылся в кучу рюкзаков и дрых, лишь пару раз встав на остановках.

Проиденный маршрут

1 день. От базы Желанная вверх по Балбанъю до озера Верх.Балбанты ("восьмерка").
2 день. Озеро Верх.Балбанты - пер. Карпинского - обошли Голубое озеро - встали на плато Руин под Народной.
3 день. Прошли плато Руин, перешли реку Народу, поднялись по Мансишору.
4 день. Перевалили Хобе Западный, поднялись по Хобею.
5 день. Поднялись на плато Оленеводов, дошли до правого притока ручья Ломесь-Вож.
6 день. Радиальный выход на гору Комсомола.
7 день. Прошли вниз по Ломесь-Вожу на Косью и Манарагу, поднялись до устья Студенческого.
8 день. Сходили радиально на Манарагу.
9 день. Поднялись вверх по Манараге, встали на перевале Кар-Кар.
10 день. Перевалили Кар-Кар, встали на озере Бублик, радиально сходили на Народную (в тумане).
11 день. Вынужденная дневка из-за непогоды, повторный подъем на Народную отменен.
12 день. Дошли до базы Желанная.

День первый.

Нас высадили  в районе вертолетной площадки рядом с базой Желанная, на берегу озера Большие Балбанты. Женя пытался договорится о дозаброске до Малых  Балбантов(там 7 км по болоту), но водитель отмазался тем, что запрещают.  Погода была пасмурная, но терпимая.
 Природа шикарная, суровые горы, не поросшие тайгой. Восторг.

Перекусив мы выдвинулись.
Начался мелкий дождик, болота, ручьи с водопадами. По пути попалась одиноко стоящая на холмике печка.

Постоянно встречалось множество народа. Как  на Таганае. Тут проходил стандартный маршрут на Манарагу и обратно (он расчитан на 5 дней два туда - два обратно и денек на забег на вершину, кто ходит как товарищ Чикушкин  вообще за день пробежать может). Радовало  одно - завтра мы уходим в более безлюдные места.

По пути от ручья к нам подбежал дядька. Мы остановились, поздоровались, рассказали про маршрут. Он с квадратными глазами начал говорить, что перевал к голубому озером для нас непроходим. Там камни ВО, много снега, без веревок не сунутся никак (на самом деле 1б перевальчик, не больше), а у нас девушки и ваще. Предлагал изменить маршрут и через перевал Некрещеный обойти Карпинского. Девушки в лице Алины начали бурчать. Ну не знал мужик, что у нас девушки боевые, слона на скаку остановят и  хобот ему оторвут. Ладно, пошли дальше, но осадочек остался.

Там вся округа в балбанах. Не знаю, что это означает.  Ледник Балбан, речка Балбанью, озера разные - все Балбанты. Дошли до озера верхние Балбанты(в простонародье Восьмерка) и там заночевали. Тент, палатки, ужин, спать.

День второй.

В первый день мы совершили ошибку. Забыли погладить слона и поиграть на неударном инструменте, это в дальнейшем помогало поддерживать погоду.

День второй ознаменовался тем, что трехгорцы поймали свою первую рыбу и погода сильно испортилась.

С утра мы встали, позавтракали, порадовались за бегающих вокруг озера рыбаков и двинулись к перевалу на Голубое озеро (перевал между Карпинского и Народа).

У подножья перевала мелкое озерцо с дном из кварцевого песка. Подъем достаточно крутой, камни крупные, есть пара снежников сбоку, в середине наверху что то типа скальника, который обходится слева(попроще) или справа.

Женя с Алиной поднялись первые, я за ними. Затем мы помогли с рюкзаками немного отставшим девочкам. Спуск более пологии, но тоже достаточно неприятный.

В принципе особых трудностей не было, дядька зря стращал. Мокрые курумы под дождем всегда не особо приятны.

После спуска наткнулись на чей то лагерь. Вещи были ровным слоем разложены по территории. Сразу видно - водники.

Дальше стояло еще несколько палаток, в том числе наших созабросщиков из Печоры.

Постепенно обошли озеро (да, опять болото), поднялись на плато Руин. Перед подъемом Женя сказал, что это единственное место где может не быть воды, все тащим воду для стоянки. Так вот вода там была в любом виде и агрегатном состоянии - озерцо, снежник, дождик и туман.
При подъеме было видно, что девочки сильно устали, решили остановится на пару километров раньше намеченного места. Ужин, глажка слона, сон.

День третий.

По плану была полудневка с забегом на Народа. Но вершина была затянута и мы пошли дальше по маршруту. Курумчатое плато постепенно переходит в болотисто курумчатое. Затем приличный сброс высоты к реке Народа. Виды шикарные. Погода, слава слонам, наладилась.

Встретили во время обеда дядьку геолога. Ему было 65 лет, он вместо трекинговой палки использовал здоровенный геологический молоток.  Уже на пенсии продолжает гулять по Приполярному, ищет кварц. Лиля потом сильно огорчалась что не сфоткала его.

После спуска начали подъем ущелью  речки Мансишор, встали на ночлег в середине ущелья.

По пути попался достаточно бурный ручей с кучей водопадиков.

Вечером нам показалось что мы попали в Мордор. Темный, достаточно крутой, каньон выглядел мрачно и торжественно.

День четвертый.

С утра мрачность исчезла, все стало очень позитивно, и мы двинулись к перевалу Хобе Западный. У подножья большой снежник, приличный набор высоты. По пути попадались прозрачные куски кварца. На вершине перевала каменная пирамидка и спуск. Причем явно более тяжелый, чем нелегкий подъем. Мы тут призадумались. Мы с Женей пошли осматривать соседние склоны для спуска, Алина углубилась в карту. Картина озер сверху несколько не соответствовала нашим ожиданиям. Постепенно выяснилось что спускаться надо было на несколько сотен метров правее. Там, где первоначально стояли, тянуло на спуск 3а. Рядом попроще, постепенно зигзагами, стараясь двигаться по травянистым участкам мы  спустились вниз.

У подножья цирка Защиты традиционно ледник и небольшое озерцо. В нем я решил искупаться, пока народ подтягивался. Смыть пот и освежится. Весьма бодрящее действие.

Пообедав мы двинулись дальше, к речке Хобею. Тут у нас случилось небольшое ЧП. Потеряли Альбину и Алену на небольшом отроге который надо перевалить на пути к долине Смерти (очень хорошее, красивое место, несмотря на мрачное название). Пришлось поволноваться, оказалось они прошли ниже нас. После этого было решено - нафиг фокусы про натертые ноги, отставание, кто то полосястее должен по очереди идти сзади.
 Лиля за работой

На ночлег встали на стоянке у озерца. Там в принципе уже было кострище, само место хорошее, удалось собрать немного сушняка для костра и сжигания мусора. Женя нашел долгожданные рога.

День пятый.

Первая часть - подъем по долине Смерти, вдоль речки и озер. Есть тропа. Слава слонам погода отличная.

Дальше мы выбрались на плато Оленеводов, там уже открывается вид на Манарагу. У большого камня (там частенько останавливаются, видны следы) перекусили.

После обеда, за пару часов, не спеша дошли до места стоянки, недалеко от притока Ломесьвожа. Ручей, на котором встали, течет в красивом каньоне со стороны Защиты. Так как пришли достаточно рано, я уговорил Женю сбегать вверх по ручью вверх. Минут через 15 после нашей стоянки мы наткнулись на шикарные водопады, которые текли не по курумам, а по гладким плитам. Самые красивые из тех которые  встретились на пути. На закате возникали ассоциации с пейзажами Марса миллиард лет назад, когда там были вода и атмосфера.

День шестой - дневка.

По плану у нас была дневка. Девушки решили прогуляться до озер на Ломесьвоже. А мы втроем - Вова, Женя и я, сбегать на радиалку на вершину Комсомола. Был еще вариант с Защитой, но там мы уже видели больше.

С утра мимо прошли дисциплинированные питерские туристы с суровым руководителем. Мы им сказали - недалеко клевые водопады. Главный дядька сказал что после водопадов в Эквадоре ничего нового он уже там не увидит и так как видел он - видели все остальные. Не понятна была их выброска - они шли мимо Манараги и дня три около Косью по болоту.

По дороге обогнули  несколько озер, там кто то ходил - были видны следы на снежниках. Передохнули у последнего и, по ручью, стекающему с перевала в сторону хребта Неприступный, начали набирать высоту. Ручей течет по плитам и неплохо выглядит. В одном месте наткнулись на голубую глину.

Комсомола относится по разным данным к вершинкам 1б или 2а, но подъем в сухую погоду не представляет трудностей. Лезешь и считаешь. Вот мы выше Шеломчиков, вот выше Иремеля, вот выше Ямантау, вот уже высота Манараги осталась позади. Но пути встречаются прозрачные камушки кварца.

1729 метра - вершинка, табличка, тур.
Замечательный вид на все 4 стороны. Видны более южные и восточные вершины километров на 30 в округе, озерца и речки со всех сторон.

Нашли записку в колбе заготовки от пластикой бутылки, мокрую, снимать не стали.

Спуск был быстрее подъема, но суставы заметно сильнее нагружаются. Обратно вернулись той же дорогой, на последнем озере я окунулся смыть пот, невольно решил загадку голубизны и бездонности озер. В нескольких метрах от берега дно покрыто тонким слоем мягкой голубой глины.

День седьмой.

Мы спустились в зону леса. Здесь становилось оживленнее, была тропа. Сначала прошли вдоль Ломесьвожа, далее переправились через Косью, вышли к реке Манараге. Нашли неплохую стоянку, но там было многовато гнуса, с Женей решили сходить на разведку.

Переправились через реку. Она казалась обманчиво мелкой, но без обуви переходить было неприятно. Дойдя до Студенческого ручья осмотрели стоянки,  сначала хотели встать подальше, но народу оказалось немного и там было хорошо (соседи судя по ровному слою вещей на поляне были водники). Костровище, ровная полянка.

Перешли речку на облюбованном месте (тот еще геморрой без обуви) и сходили за товарищами.
Женя пообщался с соседями, они действительно оказались водниками.

В гости к нам заглянул шикарный упитанный олень.

День восьмой.

Дневка с посещением Манараги. Прямо от нашего лагеря началась тропинка в крайнему зубцу. Мы набрали немного воды, продукты и вещи для обеда и двинулись, подъем сначала по лесу, затем по травянистому склону, дальше курумы. В сухую погоду ничего сложного, в мокрую последний этап ближе к вершине зубца может быть геморройным.
Полюбовались видами, хорошо виден массив Колокольни, западные части Приполярного. Много очень табличек.

Во время спуска слегка пообедали. Видели стадо оленей на снежнике.
К вечеру вернулись в лагерь. Набор высоты около 1100 метров, сброс аналогично.

День девятый.

Тут мы шли стандартным маршрутом которым все ходят к Манараге. Хорошая утоптанная тропа к перевалу Кар-кар. Лес постепенно редеет.
Поднялись к перевалу, и остановились на нем на ночлег. Замечательный  красный облачный закат. Перевал не сложный.

День десятый.

Перевалили Кар-кар встали на стоянку у озера Бублик. Так как идти было до места выброски  недалеко решили сделать полудневку, а за ней дневку, до места выброски осталось уже немного, спешить некуда. Место для стоянок популярное и засранное. Люди оставляют там кучу мусора, обрывки снаряги, газовые балоны, лишнюю еду. Да, все люди братья, потому что свиньи... Мы нашли пакет полный гречки, риса и большого количества бобовых супов. Зачем там бобы??? На их готовку газа не напасешься.

Девушки стали отдыхать, а мы втроем пошли погулять на вершину Народной. Поднялись на плато, посмотрели перевал который проходили во второй день от Восьмерки к Голубому озеру. Сверху он кажется крошечным. Продолжили подъем, в тот день погода начала портится, слон явно уставал, последние 250 метров уже были в тумане. На вершине куча памятного хлама. При спуске полюбовались видами с другой стороны плато.

День одиннадцатый.

По плану дневка с восхождением желающих на Народа. Реально погода уже совсем испортилась и смысла подыматься не было. Большая часть отлеживалась в палатках. Женя пошел гулять вниз. Я решил пройтись  вокруг Бублика. Туман, тихая гладь озера заставляла задумать о молодой Земле на которой еще не было жизни.Докембрий.

Дальше я пошел  к леднику Балбан и озеру у его подножья. Ледник как то не особо впечатлил.

Вернулся в лагерь к обеду и встретил гостей. Квадристы из Тюмени решили сбегать на Народа. С собой коньяк, шампанское и сникерсы. Немного неверный подход на мой взгляд.

Женя куда то потерялся, но квадристы сказали, что видели его снизу, еще они видели наших рыбаков (новости про рыбаков нам периодически рассказывали многие встречные, мы частенько были в полудне хода друг от друга).

Женя вернулся и его отсутствие объяснилось тем, что он насобирал прилично черники на варенье.

После обеда уже я прогулялся вниз, хотелось посмотреть перевал в сторону Лембекою и поискать рыбаков.

Пересекся с группой из Челябинской области, их было человек 20, водники, пошли в радиалку.

По пути на озере стояла палатка с небольшой группой,  я прошел в некотором отдалении. Перевал оказался чепуховым, за ним ничего интересного не было. На обратном пути заглянул к палатке, это были водники из Инты, их квадристы подкинули.  Пообщались, обменялись новостями, рыбаки оказались достаточно далеко.

В лагере Женя вручил возвращающимся квадроциклистам большую часть мусора, чтобы они его вывезли. Позже удалось найти еще для выноса, что мы на следующий день и сделали. Вывоз мусора не только за собой улучшает карму туриста :)

День двенадцатый

Дорога назад была несложно, только болота немного утомляли. По пути заглянули к входу на старую кварцевую штольню - оказалось завалена. Пересеклись со спасателями, они рассказали что ищут парня, который в был в группе по типу "сборная солянка", 15 июня ночевали недалеко от озера Бублик, остался последним у костра, с утра когда встали его не было, вот уже два месяца ищут, не могут найти. Еще  26 июля на Народа сорвались на снежнике двое туристов, их вывезли на вертолете, в последствии один скончался в больнице.
Спасатели тоже собирались домой, в Печору, интересовались местом в вахтовке, за ними машина должна была прийти на пару дней позже,  начались дожди и вполне можно было застрять из за поднявшихся рек.
В общем на Приполярном это надо учитывать и планировать. Реки могут от дождя резко и сильно подняться, и можно закуковать несколько дней без продовольствия.

Ближе к озеру Малые Балбанты я заметил черный дым, оказалось наши рыбаки жгли найденный мусор.

Радостная встреча, обмен новостями. Ребята ходили  в более равнинных местах, но не менее интересных. Встретили пару медведей, множество оленей. Всласть наудили рыбы (большую часть честно отпустили). Рассказали, что тут хищнически кто то травит рыбу и ловят большими сетями.
Вечером костерок, гитара, хорошая компания. Прощай, Приполярный.

Выброска

Утром за нами приехала вахтовка. Подтянулись ребята из Челябинской области и попросились дать заброситься до своей стоянки, пришлось нам пару часов подождать. Мы упаковали вещи, пособирали куски кварца в отходах от базы Желанной. Погода была не очень, ветер, дождь, сыро.
Ближе к 11 утра мы выехали. С нами в машине еще были 6 спасателей и группа в 5 человек из Питера, в тесноте, но не в обиде.

6 часов тряски и мы в Инте. Час до поезда, резкий набег на магазины и кафешку.

В поезде мы расслабились и согрелись. У Макса с Андреем соседями была семейная пара из Воркуты. Под небольшую порцию коньячка мы беседовали почти до Ухты.

В Ухте нас уже ждал товарищ шофер с верным фольксвагеном.  Дорога до Уфы сопровождалась традиционным объеданием во всех кафешках (с моей стороны точно :)  - особенно примечательно кафе "Фортуна" 65 км до Кирова - вкусно, много, относительно недорого ) В Кирове заехали в КФС (мечта Лили со второго дня), немного прогулялись по городу. У них в парке много клевых диких уток.

16 августа рано утром мы вернулись в Уфу.

Заключение.

Приполярный Урал как сказка - страна сотен гор, тысяч озер и водопадов. Там есть множество маршрутов на любой вкус. Я постараюсь туда вернутся еще не раз.

Большое спасибо всем моим спутникам, особенно Жене Банникову за кропотливую орг работу и Алине за тяжелый труд завхоза.

Теперь меня сильно тянет на плато Путорана ;)

1. Мало про жену! А вообще как всегда круто! Понравилась примета про вещи, ровным слоем разбросанные по стоянке ;-)) Отличая группа собралась. И можно мне кусочек кварца?

2. Насчет дядьки-геолога. Мы его в прошлом году встретили на выходе с Манараги. Зовут вроде бы Александром, и что удивительно, в прошлом году ему было 64:)). Показывал нам друзы, которые насобирал и фотки из домашней коллекции минералов. Он невысокий был, немного на ханта похож)). Ногу топором повредил, мы его перевязывали.

1. Странно, мне он показался выше среднего роста и не похож на ханта, европеоид вроде внешне. Хотя может уже путаю

3. Хороший маршрут, тоже думал через Маньхобею сходить. На Ломесь-вож понравилось, долину Хобею видел с Пирамиды и с плато Оленеводов. Манарага уже как родная))).

1. через Мансишор))

2. Там много прикольных маршрутов, если не банально бегать через Бублик на Манарагу и обратно )