четверг, 22 января 2015 г.

Таганай зимнии, людный...

"Если я вижу дым очага соседа,
мне становится тесно, пора снова в путь."
Один из первопроходимцев с Дикого Запада

Долго я боролся с ленью,  но по просьбам трудящихся все же решился начать отчет про январский походик.
Закат в тех краях

На Таганай я собирался давно, но очень вяло. Вроде недалеко, но что то слишком уж раскручено место. Недельки за две до Нового Года, мой старый приятель из Тюмени Андрей  сказал - "собираюсь с бандой  товарищей в те края, айда с нами".  Ну в принципе вариант интересный. У меня нет лыж, я несколько лет их собираюсь купить, но пока раскачиваюсь обычно зима подходит к концу, а там везде тропки протоптаны )

Я кинул клич "Братва кто на Таганай?". Отозвался Берт и ребята из Трехгорного, которые летом собираются на Приполярный со мной.

Моя основная цель была увидится с товарищам, посмотреть местность, чуток прогуляться и проверить кое какую снарягу в зимних условиях.

Сразу опишу  достоинства и недостатки нацпарка.

Плюсы:

-Удобство заброски. Через Златоуст идет жд дорога, через которую проходит половина поездов из центра в Сибирь. От вокзала 15 минут на маршрутке и вы уже практически на месте. Тропа начинается прямо в городе на окраине.

-Маршруты не требуют особого снаряжения, одежды, подготовки. Даже зимой вытоптано/накатано вездеходами куча трактов, тропинок и тп.

-Развитая инфраструктура. Есть все удобства - домики, баньки, даже дрова собирать не надо. Можно до любого приюта, если есть желание, на снегоходе забросаться. Эвакуировать в случае неприятностей тоже могут.

-Раскрученное место. У каждого камушка, ручейка, полянки есть своя история, имя и тп.

Минусы:

-Очень много народа. Идешь по Таганаю уже через часик язык начинает заплетаться от  того,  что приходится со всеми здороваться.

-Реально много народа. Не комфортабельно.  Чувство, что не в походе находишься, а по городскому парку идешь.

-Развитая инфраструктура. Все  за деньги, домики, баня, дрова. Небольшая охапочка дров стоит 100 р в праздники.  Самим сушняк собирать администрацией не рекомендуется, да и его тяжело искать - все выметают в течении года.  Места стоянок сильно ограничены. За палатки рядом с кордонами надо тоже платить с каждого человека, скорее всего за мифическую уборку мусора.

-Посмотреть на самом деле особо нечего, да, есть красоты, но на Южном Урале множество намного более шикарных мест. Ходить, если не ошибаюсь, можно только по протоптанным маршрутам.

Часть ограничений вполне разумна, так как из за близости  Таганая к цивилизации антропогенное давление на природу весьма велико. Но мы лучше пойдем в следующий раз в места подальше и поглуше. )

Про снаряжение, которое купил сравнительно недавно и не испытывал зимой до этого.

Я хотел испытать трекинги лова тибеты в связке с бахилами. В принципе результат нормальный. С утра надеть трудно, но через 15 минут микроклимат в обуви становиться более чем приятным. Через пол часа ходьбы очень комфортным.

Палатка с юбкой. Ночевать можно, но несколько ночевок подряд - собирается конденсат, палатка становится тяжелее и несколько менее комфортабельно.

Два спальника - хотел проверить демисезонный, зря только протаскал, руки не дошли. Старый оказался достаточно теплым, два дня первых спал не застегиваясь, просто как под одеялом.

Полумаска софтшельная и поляровая балаклава - не пригодились.

Варежки с перчаткой внутри - для хождения под рюкзаком излишне теплые.

Редфоксовская термалпрошная флиска - вещь.

Термобелье новое, базовый слой - в принципе неплохо отводит влагу.

Старые сплавовские штаны опять порвались под ширинкой.

Новые софтшельные штаны жарковаты под рюкзак при такой погоде.

Ну и тд и тп. Это можно описывать долго.

Заезд.

Первоначальный план был такой - мы из Уфы выезжаем в ночь с 3 на 4 января. Поход 4 дня, 3 холодные ночевки у нас с Бертом. Остальные в домиках. Стоим первые пару дней на Килимском кордоне, потом по обстоятельствам. С утра 4-го пересекаемся на вокзале с товарищами и алга.

До Златоуста мы доехали на поезде Москва-Челябинск. Я общем вагоне (которые де факто был пустой купейный), Берт в плацкарте. Вокзал оказался не очень большим, стандартные сувенирчики, продукты,  меня несколько удивило обилие ментов и охраны.  Созвонился с Андреем из Трехгорного, они были уже на тропе. Через пару часов подъехал Андрей из Тюмени с товарищами,  ребята перекусили, затарились продуктами и мы выдвинулись в путь.

День первый.

До предверия страны поющих птичек (зимой не поют видать горло подморозили) с вокзала ходит маршрутка типа Газель, не особо удобная в плане размещения с  рюкзаками. Ладно дело привычное. Доехали, ребята зарегистрировались на входе.

Первое впечатление - как будто иду по родному парку Победы в Уфе, куча народу, часть с рюкзаками, часть налегке, лыжники на беговых лыжах, детишки на санках и снегокатах.
Слоновья тропка

Цивильные указатели

Дорога утоптана, похоже по ней круглосуточно  бегает стадо слонов.

К Киалимскому кордону пришли уже к темноте. Зимой световой день коротковат, да вышли мы поздновато. Чуть больше 20 км пешком прошли часов за 5. Рюкзак я как то перегрузил вещами + недосып, немного за*ся в пути. Попутно полюбовались Двухглавой Сопкой, курумником (хотя, что им любоваться, но оказывается тоже достопримечательность), мостиком через речку.

На кордоне все домики были забиты,  пока ребята пытались расположиться, я нашел Андрея из Трехгорного в самом крайнем. Невдалеке мы с Бертом разбили свою палатку, рядом наблюдалось засыпанное костровище и  соседи.

Зашли в домик, пообщались, развируталились, по коньячку и спать.

День второй.

Спали долго,  отдыхали. За бортом температура максимум -10, в палатке около 0,  конденсат мочит внутреннюю палатку, не замерзает, так же страдает спальник. В принципе тепло, спал не застегивая спальник.

Проснувшись столкнулся со стандартной проблемой №1 зимой. Ботинки замерзли и одевались с большим трудом.
Наша стоянка.

Затем в старом костровище мы развели костер, немного дров в нем было, еще немного мы нашли.
 Разведение костра в условиях ограниченной дровяной доступности
Пища богов и чай богов

Было решено приготовить походную Пищу Богов - гороховый супчик. Вместо тушенки мы взяли курицу (удобно в зимнем походе, можно взять мясо или рюкзак пельменей). Сублимированные овощи. Получилось весьма неплохо и обильно. Остатки пришлось скормить Андрею из Тюмени.

Ребята из Трехгорного ушли на метеостанцию, мы были готовы чуть позже и с интергородской братвой пошли на Ицыл. Некрупная горка, сверху курумничек и типа микроскальник. Постояли сверху, испили чайку, пожевали по мандаринке.
 Чуток до вершины осталось

Виды

Спуск

Вернулись в лагерь уже начало смеркаться.  Приготовили макарошки с курицей и спать.

У нас поменялись соседи. Новички встали на то же место, но и них была палатка с печкой человека на 4. Интересно что за модель...

День третий.

Опять утро, конденсат на палатке, опять промерзшие ботинки. Поиск дров (опять же достаточно геморройное занятие), деликатес - греча с курицей. Надо все же взять пельменей )))

План был таков на день. Подъем, завтрак, собираем лагерь, оставляем вещи у ребят в домиках, драхт на  метеостанцию, возврат на вниз, перемещение на кордон Дальнии Таганай.

Кстати по кордону бегает собакен и кот. Оба рыжеватого цвета. Им по идее сюда нельзя.
Рыжая бестия )

От Киалима до Метеостанции идти раза в два дальше чем до Ицыла. Тракт как всегда натоптанный, вверх вниз периодически проезжают снегоходы. Весело спускаются лыжники, некоторые кувырком и с привалами в сугробах. Чем выше, тем больше становится снега на деревьях.

Наверху деревья исчезают практически, ветер, мы попали в ненастное время, окружающего вида не видно, но можно полюбоваться на шикарное облако вокруг. При подъеме висит табличка "ходить по тропинкам штраф много денег", но тропинок не видно.

Холодно, намного холоднее чем снизу. Колоритный домик метеостанции(внутри народа как сельдей в бочке), весь покрытый снегом и льдом, таинственные приборы.
 Ближе к вершине
 Табличка от Кэпа
 Непонятно что
 Домик метеостанции вид сбоку
Групповая фотка на фоне штуки на вершинке

Поднявшись мы согрелись, прогулялись по верхушке, пофоткались и пошли на спуск.
Перекус на спуске
На Киалимском кордоне мы долго задерживаться не стали. Оставили ребятам гречку и двинулись. До Дального Таганая километров 6-7 мы прошли часа за 1.5.

Палатку пришлось ставить уже в темноте. Мы нашли место где кто то уже выкопал площадку под палатки и было костровище с остатками дров.

Похолодало, поднялся приличный ветер.

Разжигать костер было достаточно непросто, с дровами проблема была и тут. Пока мы возились с огнем подошел парень, спросил зачем тут разводим костер и почему не спросили разрешения. Диалог у нас получился конструктивным - мы объяснили, что люди мы не местные, хотя сами и добрые ), куда соваться ради разрешении и знакомства в темноте решительно не понятно, и для нас сейчас архиважнейшая задача покушать и поспать, костровище уже было до нас, и с утра мы порядок нарушать уже не будем. Смотритель местных сокровищ оказался хорошим человеком и просто душкой, в  ситуацию вник, выделил нам большое полешко сухое на растопку, топор, показал  где вода и просто проявил участие в нашей судьбе. Спасибо ему )

Покушали  макарошек с традиционной курой. Интересное дело - в городе столько съешь будешь страдать от обжорства. В походе даже набив желудок до отказа тяжесть не чувствуется.

Пол ночи периодически просыпался от чувства что ветер вот вот сдует палатку,  но все обошлось.

День заключительный

Конденсат на этот раз замерз. Ботинки одевались опять не особо. Берт пробовал прогреть на ночь их ковеевскими грелками, но  толку не было. С утра мы не стали разводить костер, решили на бензиновой горелке по быстрому приготовить сублиматов. Пока я собирал палатку(она стала  в полтора раза больше по объему и весу), Берт кулинарничал.  с первой попытки у него опрокинулся котел с почти готовой едой и две трети содержимого вылилось. После этого горелка немного под обиделась и начала работать крайне нестабильно. Но тем не менее поесть удалось.
Ну и гадость эта ваша заливная рыба. Чай вскипятить уже не удалось, хорошо хоть запас в термосах был.

Первоначально я собирался идти верхней тропой через Откликной гребень и Двуглавую сопку. Дошли до заячьей  поляны. Берт заявил, что у него дико замерзли ноги и он не осилит дороги. Что поделаешь, не разделять же микрогруппу, пришлось возвращаться на кордон и идти    назад опять по нижней тропе.
гоу хоум

Часа за 4 мы дошли до выхода с парка.

Просидели часов 6 на вокзале и тем же поездом выехали домой, на родину.

Прощай Таганай...

1. Ндааа... разводили костёр, ели, спали... по утрам одевали замёрзшие ботинки, прогулка и снова костёр, ели, спали... вывод: весной, летом, осенью время в походе проходит разнообразней и насыщеннее на события :-)

1. Смотря куда идешь ) Зимой к сожалению световой день покороче

2. это же таганай, чего там еще делать... особенно на нижней тропе. Мы 2-3-4 были на киалимском кордоне, видали те же виды)