четверг, 15 мая 2014 г.

Наполеону - Эльбу, нам Зубчатки

Решили мы с друзьями на майские прогулятся по маршруту Тирлян - Инзерские Зубчатки - Машак(траверс) - Зигальга(траверс)- Тюлюк. Взяв 4 дня отгулов можно было  получить до 11 походных дней. Как всегда жизнь внесла свои коррективы.

Как обычно почти до самого отъезда не было понятно кто идет то. В конце получилось. Весь маршрут идем втроем - я, Димон, Амир. Шамиль и Лена с нами разбрасываются, а дальше как получится - до Хорошей Плохой горы, или до Инзерских Зубчаток.

Опытов достаточно длинных походов в межсезонье у нас не было. Опасения у каждого были свои. Я тревожился по поводу переправы на Меселе и уровня снега; Амир по поводу снега и того, что в округе бегают ужасно голодные мишки и волки, которые способны неделями преследовать добычу в виде беспечных вкусных  туристов; Дима известный ярый медведефоб и медведеаллергик.

День первый - от Тирляна

Выехали мы из Уфы 30-го апреля, в ночь,  часа в 4 были в сердце Тирляна.
Вышли в районе знаменитого колеса. Темно, не фига развалины завода не осмотришь, плотину тоже не особо видно.

Разглядели костерочек, думали - вот забавно, кто то из братьев по разуму приехал раньше нас, ночует перед выходом. Пошли поздороваться, а там оказывается на ночлег устроился местный бомжик, устроив что то типа микронодьи.

Долго осматриваться не стали, вышли из поселка и легли спать на окраине, у берега пруда, идти ночью не было смысла, ни фига не видно. Меньше всех дремали Шамиль с Леной, уже часика через два они встали,  мы чуток попозже.  Перекусив вкусным Лениным борщом двинулись к кордону Меселя.

Сначала броды, речка петляяет и приходится несколько раз проходить по воде, максимум глубины мне по трусы ), но течение в некоторых местах приличное.

Далее была лесовозная дорога, на которой мы ушли несколько на право, пришлось идти через лес. Красота, воздух чистый, грязь свежая, везде водичка течет, более менее свежие следы медведей и другой живности. Постепенно мы дошли до последней верхушки перед Миселями. Передохнули там, заметили что кто то или что то подожгло сложенные деревья на вырубке.

Дальше был сплошной спуск к речке. Переночевали на противоположном берегу от кордона, там где в теории должен был быть конец моста. Моста не было в принципе. Речка поднялась на метра под полтора.

Вечером посидели, пообщались на тему Первомая и легли спать, так в предыдущий день не слишком выспались.

День второй - Миселя.

С утра, уже традиционно, первыми встали Шамиль и Лена. Ночью оказывается Шамилю стало немного нехорошо, траванулся чуток свежим воздухом, и они решили вернутся в Тирлян, тем более удобная оказия подвернулась, мужики, которые жили временно в Мисялях и работали над чем то, решили на Урале вернутся в поселок. Через речку они переплывали на резиновой лодке. Я подошел пообщаться мне сказали, что снега там, дальше, дофига, по радио обещали грозу, речка еще подымется, начнется тот еще адок и они возвращаются на историческую родину. Ребята уехали, а мы за 10 минут не успели собраться, дабы переплыть на лодке, поэтому уже не стали спешить.

Тут оказалось, что местечко то достаточно оживленное, начали подтягиваться туристы из других городов. Десяток из Самары, кто то из Ебурга, кто то из чего то там-Уральска. И все как то задумывались о переправе. Периодически кто то заходил по колено в воду и совершал маневр "поворот на 180 градусов и алга"(это из "татары/башкиры не отступают, поворачиваются на 180 градусов и алга(в переводе вперед)").
Я взял веревку, привязал к дереву и перешел/переплыл реку, привязал по диагонали. Поднялся выше по течению и переплыл снова уже назад.
Но, почему то, ни кто не захотел переправится по моему маршруту. Подвиг остался невостребованным )

Посовещавшись пошли вверх по течению, там было проще. Через некоторое время мы все же прошли речку, я  несколько раз нырнул с бревна прямо с рюкзаком, осталась только одна притока, потратив  достаточно прилично времени. Так как до домика за Зубчатками мы бы не дошли бы, остались ночевать прямо там.

День третий - Зазубчатье.

С утра встали, перекусили, к нам подошла парочка из Ебурга. Димон традиционно предложил "айдате с нами, так медведебезопаснее", но они ушли вперед. Мы же собрались, прошли последнюю протоку, глубина по бедра максимум, но скользковато. Постепенно пошли в горку, поют птички, снег тает, течет водичка, похоже на первый день, только без дороги и снега побольше. Через несколько часиков вышли на зубчатки, у подножья снег по колени, но есть проталины. В одном месте нашли капкан с кем то мелко пушным.

Поднялись наверх, перекусили, вниз скальник, пришлось идти в обход немного. Я немного волновался, что до домика еще почти пол пути а мы идем медленно.

С другой стороны хребта начался он. Снег. Там нет проталин,  лишь редкие камни чуток высовываются, в среднем идешь в мокрой каше по пояс, проваливаясь периодически  по грудь. Есть места где снега из-за статистической флуктуации и рельефа местности всего по колено-хорошо, но это редкость.

На карте в километрах полутора от хребта - тропа, на нее были большие надежды, так как ведет она практически к домику. Так вот, как и мост в Миселях, то что существует на картах, как правило, не факт, что наличествует в реальности (чем то напомнило просеку на хребте белягуш которая есть на карте, а по сути полоса дичайшего бурелома).

Не найдя признаков тропы и преодолев  еще с пол километра в команде начали назревать признаки бунта. Типа нафиг домик-ночуем здесь. Снега мало-всего по колено. Вытаптываем площадку, стелим лапник, ставим палатку, разводим костер, Дима с Амиром пилят здоровенную сушнину, я готовлю еду и всем баиньки. Перед сном было что то типа грозы, несколько вспышек, чуток грома и чуть чуть дождя.

День четвертый "поворот на 180 и алга"

Мы за три дня прошли практически то, что я планировал за первый день. Стало ясно, что дальше снега будет заметно больше, а наста не было. Мы не успевали по человечески дальше при таком графике. Поэтому пришлось принять при двух голосах за и одном воздержавшемся  решение идти в обратном направлении.
С утра мы перекусили, причем Димон так измучался, что практически не ел. Часа за полтора вышли опять на верхушку хребта, так как на этот раз я не "тропил", а шел по следам, идти было полегче. Перевалив верхушку спустились на сотню метров, до нормальной проталины+ недалеко "плакали" скалы. Оставили там Диму и рюкзаки и пошли искать альтернативное место стоянки. Прогулялись на пару километров по хребту на север по верхушечкам, но там было не лучше.

Встали там же где оставили Диму.

День пятый - Верхом на Зубчатке и к Миселям.

С утра была замечательная солнечная погода, очень ясное небо,  немного морозца. Мы наконец увидели наст! В теньке можно было не проваливаться в снег.

Мы с Амирищем решили походить по зубам. Поднялись на хребет - очень хорошии вид на Ямантау, Машак, Кумардак, вдали можно разглядеть Иремель. Наст с западной стороны хребта шикарный. Мы облазили север хребта, полюбовались окрестностями.

Затем дорога в сторону Меселей. На акте там обозначена тропа, но в реальности лишь в некоторых местах можно разглядеть старую лыжню, да следы копыт, то ли лосей, то ли лошадок. Через часика два три вышли к кордону.

Поговорили с местным дядькой - его зовут Василием, он пригласил переночевать нас в домике.
Комфорт, цивилизация.

Мы с Амиром  прогулялись вверх по течению посмотреть на место переправы, и решили идти тем же путем назад.

Василий нам многое рассказал. Мост, указанный на карте, раньше был, выделили как то деньги на новый, но старый сломали и деньги кто то просто распилил, остались люди без моста.
Там, где стоит несколько домиков - кордон Миселя, раньше был достаточно большой поселок, жило более тысячи человек, была школа, клуб, пекарня, лесопилка, мельница и тп. В упадок все начало приходить в 70-х, а окончательно все было уничтожено с развалом союза.

Там,  где я ранее вешал веревку, на переправе в тот же день утонул по крышу уазик. Люди кажется по моей веревке эвакуировались на берег. Потом машину вытащили джипчиком-тойотой.
Василий говорит подсказывал как лучше проехать, но у них что то не срослось.

Василии вроде вспомнил как мы общались полтора года назад. Рассказал несколько забавных истории про нравы проходящих мимо туристов и местного населения.

День шестой "кам бэк то Тирлян"

С утра мы быстренько переправились и вышли на место где  переночевали
в конце первого дня. Люди с утонувшего уазика (возможно и не они конечно, но сильно похоже по наличию сушилки и характеру мусора) накидали кучу мокрых продуктов прямо в упаковках в большем пакете, пол банки консервированных помидоров, одинокий носок, черный пакет с последствиями ремонта машины, оставили какие то вещи,  упаковки от презервативов. Наверно так огорчились после переправы,  потрахались с машиной и так, и без сил убрать свое свинство, укатили домой.  Пришлось прибраться за ними. Берегите Природу, Мать Вашу!
Вот кстати нашел героев  http://niver.ru/viewtopic.php?t=19547&postdays=0&postorder=asc&start=0

Потом по дорожке назад. Дошли до того места, где надо несколько раз надо перебираться через речку, прошли самый большой брод, затем пошли через горку, чтобы не мочить ноги. Тут начали попадаться следы цивилизации в виде баллонов из под пива и прочего мусора. На одной микрополянке я обнаружил висячий на дереве пакет с немного проросшей картошкой, это было круто. Не дойдя до Тирляна километр мы встали на стоянку в сосновом лесочке рядом с ручейком.

Мы с Амиром пошли за вкусностями и пивом, Дима остался заниматься костром. В четвертом магазине нашли разливное.

Набрав всего мы вернулись в лагерь. У Димы кроме медведефобии странная боязнь пива "Седой Урал", замечательного благородного напитка. Я его подколол - купив одну бутылку, для демонстрации, придя в лагерь сказал, что в поселке работает единственный магазин, мы его долго искали, и из пива там только старая добрая седушка )

После был отдых, шикарный ужин из тушеной картошки. Мы с Амиром долго терли про квантовую механику, сущность экзистенциализма, научный подход и тп.

День седьмой "Я вернулся домой"

Встали, поели, посмотрели Тирлян. Плотину при свете дня, колесо, завод.

Дядя Паша увез нас домой. Все.

Поход большей частью у нас провалился, так как мы близко не достигли поставленных целей. Но мы приобрели достаточно полезный опыт выходов в межсезонье, лично я сделал  для себя несколько выводов, часть из которых я опишу здесь.

1) Надо тщательнее относится к выбору маршрута, а не рассчитывать по себе.  В этом году весна была поздняя, и стало быстро тепло. В результате снега много, а наста нет. Комфортнее на неделю позже или раньше. Дорог на нашем маршруте дальше почти  не было бы. Я прошел бы только один за установленное время.

2) Так же речки могут подыматься больше, чем рассчитываешь (Таня Матвеева говорила, спасибо ей за консультации, что обычно Тирлянка/Миселя подымается на сантиметров 30-40, а реально  вышло на метр-полтора).

3) надо обдумать вопрос с обувью. В таком снегу мокнешь до пояса,  трекинговые ботинки у меня высохли только на третий день дома. Постоянно мокрый это не совсем хорошо, хоть на стоянках выручали сухие кроссовки. Возможно стоит подумать про сапоги из EVA без всякого подклада с манжетой.

4) Мне понравился мой новый спальник, весит 1.6 кг, очень хорошо упаковывается и теплый.

4) Зверье фигня по сравнению со снегом ) Это даже Дима признал на третии день.

5) Я пройду все равно этот маршрут  пусть летом или осенью )

Шамиль с Леной все же погуляли рядом с Тирляном и наткнулись в сосняке на Михаила Потапыча. Миша поворчал, но разошлись они без приключений.

Вот видео показывает водичку съемки ребят уазистов

1. ... ещё два дня гуляли по Гребням и г. Судовая, а "Хозяина" встретили уже на обратном пути в Тирлян... шёл дождь и мы решили не идти по тропам и дорожкам, а просто достали карту, посмотрели на компас и решив "Тирлян там!" ломанулись по Прямой, чтобы быстрее вернуться... Идем мы по снегу рассматривая совсем свежие следы Мишки и вдруг Он оказался прямо перед нами, как говорится "лоб в лоб"... порычал на нас немного, типа "Чего это вы ходите за мной?" ну мы потихоньку бочком бочком и свалили от него, а он так остался сидеть растеренно озираясь по сторонам :-)

1. Он был в шоке - какая настойчивая добыча ) Аж аппетит пропал ))

2. Мы тоже ходили на Нургуш, планировали весь пройти, а там снега по пояс. Поползали 2 дня и вернулись в Тюлюк. Зато на Иремель сбегали.

1. Я думаю в этом году так со снегом было почти везде ) Особенности весны

3. Внимание: та сама веревка, которую подвязал Эндер)