вторник, 7 мая 2013 г.

На простор речной волны... Шестеро в рафте не считая клещей... Сплав от Бретяка до Нугушского водохранилища.

Пару месяцев назад пришла мне в голову идея  получить приключения на жопу посмотреть водопад Куперля путем сплава по гордой реке Нугуш, заодно заценить все встречные достопримечательности. Известил я своих корешей Антонио Муравьева и Димона Шутника-Неудержимого, подумал и начал готовится, читать интернеты, думку думать, людей собирать и прочее организовывать, переваливая часть задач по возможности на окружающих. Достаточно долго это делалось, зато потом плылось быстро. Самая большая проблема - набрать  гопкомпанию. Народ какой то пошел изнеженный, в один день плыть хочет, потом уже не хочет, сплошная нервотрепка, так как надо искать сплавсредство, закупать продукты, решать вопросы с заброской. Следующим про  мероприятие узнал товарищ Который-Летать-Не-Может (в простонародии Хулуд ) и сильно загорелся идей. Состав плывунов периодически менялся от 4-х до 13-ти щщей.
Из плавсредств у нас изначально была только двухместная лодка пвх товарища Димона. Соответственно ни 4, не тем более 13 человек туда не лезло даже штабелями. Потом товарищ Хулуд напрягся и купил двухместную лодку на 3 рубля в совместных покупках всяких мамочек, надул, позвал Димона как опытного сплавнюка ее заценить под бутылочку светлого. Когда 4-х летняя дочь гордого владельца наступила на дно оно чуток лопнуло, а опытный взгляд нашего главводника распознал в ней простой надувной матрас для детского бассейна. Поиски продолжились дальше. В конце концов товарищу Антонио, да будет вечно солнышко сверкать на его лысине, удалось разыскать 5-8-ми местный рафт, это такая большая надувная лодка.

Отдельная история - организация заброски, деревня Бретяк находится на старобелорецком тракте времен чуть ли не Екатерины второй, и дорогу эту в принципе  не чинили с момента постройки. На камазе проехать можно, на Урале тоже, если достаточно сухо - на пазике. А вот на более менее бюджетном транспорте типа газели - уже засада. Причем Бритяк находится в самой середине хреновейшего участка. Недавно ввели новые правила перевозки пассажиров - надо было делать специальную лицензию и страховать пассажиров. Это в сумме привело к тому, что многие не хотели, не могли ехать туда, а остальные заломили цену как за вертолет какой то. Но тем не менее, через две недели товарищ Хулуд нашел замечательного водителя дядю Валеру, который нас за умеренную цену забросил туда и вывез с водохранилища. Большое человеческое спасибо. Была идея найти еще компанию для совместной заброски, но ни кто не отозвался, сами виноваты.
Еще момент - продовольствие. Было сильно не понятно сколько народу поедет и горящий идей Хулуд составил меню с разбивкой на человека. Я честно  всех предупредил - читайте его труд и высказывайте пожелания, сам умываю руки, устал спорить. К последним выходным оказалось, что нас 8 участников, мы собрали часть денег, отдали завхозу (тому же Хулуду).
Понедельник, последний день перед отъездом, оказался полон сюрпризами. Сначала позвонил, рвавшиеся все на простор речной волны всеми фибрами души, товарищ Хулуд, и сообщил что возможно у него не получается так как ему надо ехать из Салавата в Самару по работе и он может не успеть, поэтому на него не рассчитываем, ирония была в том, что он должен был закупать продукты и в основном через него была связь с дядей Валерой. Были шансы остается и без заброски и без продуктов (все на работе). Но совесть и Хулуда хоть в зачаточном состоянии, но была, я его убедил все таки закупаться. Затем позвонил Димон и сказал, что плывет еще одна его знакомая девушка, надо что то думать с плавсредством и тп. Тут правда пошел ливень на улице, и через час девушка передумала. Я позвонил товарищу Нурие, и выяснилось что она простыла, и с вероятностью 30% она не плывет, так как простыла, но скорее всего все же подлечится. Далее товарищ Хулуд все же выяснилось все уже закупил - но остались мелочи - типа нет сои, соли, и ништячков-перекусончиков, он не успевает.

Во вторник, день отъезда, многое еще было не понятно, сколько нас все же плывет, сколько чего докупать, что берем из плавсредств. Но время как лечит так и решает. К вечеру Хулуд не успел вернуться, Нурия не смогла, и отважная команда из 6 человек собралась у пазика для отьезда. Запомните эти имена,  золотом вписанные в хроники покорения Нугуша весной 2013 "Эндер Мамонт,  Димон Весельчак, Антонио Муравьев, Артем  Суровый Командир, Антон Эрудит, Маша Отважная". Кто не поплыл, за исключением приболевшей Нурии, - неудачники.  Интернет обещал хорошую погоду - 5 дней дождей с небольшими прояснениями, но нам искателям приключении - чем больше геморроя, тем больше воспоминаний... Правда грело душу то, что Анту добропыхатели сказали, что весной, на Нугуше с командой   новичков, плавают только психи. На мотив "безумству храбрых поем мы песню, безумство храбрых сродни психозу". Но опять не так страшен черт как его малютка.

Плыть решили на одном рафте. Маловато нас оказалось стойких. Установка день плыть до упора, без остановки на обед, лишь перекусывая на плаву.

Ехали в ночь, добрались без особых приключении. Лишь в одном месте какие то туземцы хотели денег вроде, я вышел поговорить они расхотели и начали утверждать что любуются лесом и звездами сквозь облака. Хотя немного лукавлю,  на трассе к аэропорту нас справа пытался обогнать уникум на красной легковушке, два колеса на асфальте, два на гравии, скорость под 120. Его закономерно занесло, резко протащило, он чуть не нырнул под автобус, потом развернулся на 180 градусов и впилился в ограждение, чудом не собрав штук 5 машин. Были у нас большие шансы завершить сплав так и не выбравшись из Уфы. Спасла лишь реакция дяди Валеры. Чуть дальше на обочине стояло еще пара машин как то ухитрившихся сбить кого то большого и с рогами, вроде лося.
Часа в 4 были в Бритяковщине, легли спать прямо в автобусе, встали в 8 утра (я по крайней мере первый).

Я прошел прогулятся по деревне, произвел рекогносцировку.

В впопыхах перед отъездом забыли купить соль, что было совсем не весело. Все магазины были закрыты, я пошел искать минерал в люди. Нашел, хорошие отзывчивые люди живут.

Дальше товарищ Ант поговорил с дядей Валерой сказал что можно и вперед проехать и там вроде дорога подлинее, но попроще, наш родной пазик уехал.
 Тем временем мы прямо на середине деревни, практически на слиянии речек Бритяк и Нугуш стали надумать рафт. Успешно. Взяли его на ручки и немножко понесли, и поставили на воду,  и тут, внезапно, пропороли дно каким то осколком стекла. Это был тот еще  фейл.

Часть народу пошло искать у кого бы его заклеить, часть сторожить вещи. Тем временем открылись магазины, мы скупили там значительную часть разного клея и заплаток для велосипеда. Ант с Артемом нашли мирового дядьку который проникся нашей проблемой, и начали клеять лодку, там был удобный навес, тисочки и всякая резина. С третьей попытки царапину залатали, заодно выяснили, что есть еще места с проблемами, и рафт не такой уж и прочный танк как нам рассказывали.

Кстати все нормальные люди стартуют не в деревне, а за мостом. Пока мы стояли туда проехали несколько машин с турьем. Подождали пока клей подсохнет, выпили с дядькой по 50 грамм, подержались за сайгу(ружжо такое неплохое),  закусили салом, маша отогрелась дома, дали чуток денег за помощь (дядька активно отказывался). Нас позвали приезжать еще и почаще. Хорошие люди в Бритяке, не Габдюкинцы точно. Под взором местной братвы (стайка ребят лет 5-10) наш гордый варяг второй раз встал на воду. Загрузились и поплыли.

Первый день погоду обещанную держал, постоянный дождь, тучки небесные, бодрящий ветерок.

Мы с утра не смогли перекусить и не выспались, все прелести. Поэтому проплыли мы всего километров 20-30 и поставили лагерь. Ант сжег половину туалетной бумаги разводя костер. ему просто нравился сам процесс.

Сварили перловки с соей для вегетарианцев и остальным добавили тушеночки. Легли спать. Спал я лично до упора, а ребята из соевой палатки о чем то общались пол ночи. Первый день вся наша лодка была мокрой, и мы не долго думаю назвали ее "Мокрая Киска", а сами соответственно "Команда мокрой киски". В первый день я понял от сплава болит попа. Плывешь веслом работаешь, а задница затекает. От пешки такого не бывает. У соседей девушку за ухо укусил клещ.

Второй день был хороший. Интернет нас как всегда обманул, и нам это очень понравилось. Было ясно тепло. Плывешь, течение хорошее, только подгребаешь чтобы на камни не наткнуться, лепота.

Нугуш напоминал какой то проспект. Сплавится по нему решило куча народу. Из Перми, Йошкар-Олы, Уфы, Ишимбая, Стерлитамака и тп. Все плывут, общаются. Из Уфы какие то ребята с закосом под викингом с рогами, из Перми кто то со странным флагом. К нам прибились ребята земляки на катамаране, Алик и Ирина, сказали что вместе и не пара, угощали нас какой то лимонной водочной настойкой.

Ирина от гостеприимства даже в воду шмякнулась и под кат ушла, но Алик ее вытащил. Антон у нас оказался неисчерпаемым источником анекдотов, стихов , забавных фактов. Обсудили алкогольные увлечения Есенина, сексуальную жизнь Маяковского и многое другое. Проявился интересный факт - два папараци на одной стороне лодки - это засада, так как комрады фоткали все подряд - скалы, ручейки, бурунчики, лодка становилась очень слабо управляемой. Прошли галиакбердинские пороги, но так и не поняли где они были, рафт вещь такая, управляется тяжело, но препятствий не замечает. Встали на ночевку километров ниже на 30 от галиакбердино.

День третий был еще лучше.  Погода была опять отличная. Все сухие.

Мы переименовались по этому поводу в команду "Маша и медведи". С левой стороны территория заповедника, там стоянки запрещены, и каждые десять метров таблички по типу "Туристам ниииизя, проход, проезд, пробег, простой, пролеж, пролёт и все прочее строго по пропускам. Нарушителей режима ждут суровые егеря и ручные мишки, санкция за несоблюдения яйца зубищами кусь-кусь ". Да как то не очень и хотелось. Вообще судя по интернету ниже в национальном парке суровые охранники нещадно всех ловят, клянчат многие деньги, карают и тп. А был бы турист покарать за что найдется, у кого там нет жилета спасательного, у кого паспорта на лодку, кто встал в неположенном месте и тп. К тому же за нахождение на территории нацпарка (он начинается ниже Куперли) - только с квиточком оплаты в дирекцию, что само по себе незаконно, так как нельзя не предоставляя услуг брать деньги.  Похожая ситуация была в нацпарке Югыд Ва, и против них выиграли суд туристы.

Проплыли мы пару деревень, в одной из них нам долго махала ручкой маленькая девочка в ярко желкой куртке, меня как владельца аналогичной по цвету накидки ребята даже допытывали не был ли я в этих краях несколько лет назад.

Маша вспомнила, что по пути в одной деревне жил один дядька старый друг водников, который угощал вкусной медовухой, но он недавно вроде помер.

Дошли до Пятилистника, места где река красиво огибает гору, пытались пристать где тропинка уходит вверх, не удалось, оплыли лепесток. Успешно припарковались и пошли на гору. Виды очень красивые, скалки, река снизу.

Осмотрели, спустились, Ант чуть при этом не поймал камень, а Антон  заблудился на 15 минут.

Я выдвинул предложение  залезть на каждый листочек, но ребята не прониклись.

Река в этом месте быстрая, красивая, с обоих сторон периодически громадные скалы. Жизнь у нас удалась. :)
Третью ночевку организовали чуток пониже Пятилистника, на небольшом лугу рядом с ручьем, позже рядом встали еще ребята, но у них попалось болотце.

Последний день был тоже очень ярок, но и суров одновременно. С утра мы перекусили и выплыли, за пару часов добрались до водопада Куперля.

Там уже была куча народу. Я решил искупаться в каскаде, Димон и Антон были солидарны.

Вверх идет тропа, в некоторых местах приходится подыматься как по лесенке в небольших трещинах в скале. Наверху дырка скале - карстовый мост и дальше начинается просто ручей, можно уйди в бок и на вершине горы открывается сногсшибательный вид на петляющий Нугуш.

Хорошенько насладившись видами я спустился и выяснилось что все растерялись, Артём и Ант сидели снизу, а Маша, Антон и Димон еще где то ходили.

Наткнулись на пару размножающихся змей (на фото только самка)

При спуске почувствовал щекотку на шее и снял с себя симпатичного такого клеща  с красным брюшком - он наверно рассчитывал гидростопом к родственникам проплыть пониже по течению, заодно перекусить мной. Но я его разочаровал. Затем снова поднялся ополоснулся под струей водопад. Обычай  у меня такой купаться в водопадах. Через час подтянулись остальные и мы продолжили путь.до места подпора воды от водохранилища плыли еще часа два-три. Мимо нас один раз проплыл катер с человеком который нас радостно обфоткал, приходилось резко и тяжко отплывать вбок чтобы он на нас не напоролся. Мы не поняли кто это был, но предположили, что недобрые егеря, дальше мы не пересеклись с ними.
Нугуш постепенно становился все шире, мы решили что стоять нигде не будем и дойдем до конца.

Опытные проходимцы этих мест нам сказали, что выплывать надо либо поздно вечером, либо с утра, иначе тяжко. Ну мы и почувствовали это тяжко, проплываешь два метра, ветер сносит назад на метр, но все же мы сделали это, зигзагом проплыли последние километров 15 стоячей воды. Забавно, ближе к Сергеевке на берегу таблички "рекреационная зона национального парка", скамейки каждые 10 метров и сортиры деревянные каждые 20, причем это территория с платным  входом, такое чувство, что туда ходят поесть и облегчится, и так 2-3 километра. Сильно позавидовали паре на двухместной байдарке, у них парусность намного меньше и плыть намного проще.

Последний раз переночевали на берегу и с утра дядя Валера увез нас в постылую Уфу, к цивилизации.

Я рассчитываю когда дети немного подрастут вернутся туда с семьей. Места впечатляющие.

1. как по маслу)

2. Добрый день!

Познавательный отчет, спасибо.

Есть вопрос: не поделитесь ли информацией как можно связаться с дядей Валерой?
    Мы собираемся в этом году пройти тем же маршрутом от Бретяка до водохранилища, а вот добраться до Бретяка проблематично.

Спасибо!

1. Контакты дяди Валеры сейчас отсуствуют... До Бретяка добраться не сложно, только со стороны Белорецкой трассы