вторник, 26 февраля 2013 г.

Зимняя выползка на Атыш

Мои друзья знают - люблю туризм в разных проявлениях, особенно пешие вылазки. Но при этом я сам, и практически все мои знакомые,  не ходим зимой. Таким образом у нас пропадает несколько месяцев году, все зимой киснут по домам, что особенно видно во время новогодних праздников, когда выходных куча, и жалко их тратить бесцельно.

Я решил немного исправить данную ситуацию, и освоить холодное время года. В принципе первым делом выбрал цель - водопад Атыш, место знакомое, много раз хоженое, летом легко достижимое.
Еще осенью начал агитировать друзей и знакомых на прогулку к Атышу, реакция была разная "Я что дурак, замерзнем нафиг", "мне лень", "у меня нет зимней снаряги", "водка замерзнет, придется грызть, а у меня денег на стоматолога нет". Я пытался объяснить что вложении в снарягу особо не требуется и пойдем без спиртного, не помогло. К примеру товарищ Ант начитался кучи умных форумов и сказал, что нужна куча вещей (к примеру дистанционная яйцеческа с подогревом), стоимостью от десяти тысяч денег каждая, в палатке ночевать тяжело, есть вероятность через некоторое время создать новую загадку аналогичную перевалу дятлова.
  В конце концов осталось нас двое - я и тов. Хулуд, который за любой кипешь. Собирался еще товарищ Вова, но он приболел. Мой изначальный план идти с 71-го километра, заброска электричкой. Мы неспешно собирались, но тов. Хулуд решил в последний день развить бешеную деятельность: заявил, что надо ехать машиной и идти из ближайшей деревни, с электрички никак: инзер не замерз и вообще может даже поднялся на 10 метров и его без понтонного моста не перейди, в гору очень высоко подыматься и может закружиться голова, снег очень рыхлый и идти неудобно. Мой интерес заключался как раз в преодолении данных трудностей, но так как одному было бы совсем тоскливо, пришлось согласится, с условием, что новый маршрут на его совести. Так же тов. Хулуд пытался разыскать лыжи в последний день, не дороже немного денег, можно б\у, контакт в деревне оставить машину, посмотреть дорогу на карте. Ничего из этого не удалось...

Лирическое отступление: мне до этого приходилось бродить несколько часиков про зимнему лесу, но без рюкзака, я знал самое хреновое - когда вспотеешь. Вот мое снаряжение: термобелье верх и низ сплавовское, вроде самое теплое, на нем сверху авизентовые брюки, сверху какой то балахон из синтетики немного похожей на тонкий флис и куртка маршрутная сплавовская "панцер лайт". На ногах ботнки соломоновски трекинговые (что то там наполнитель тинсулент и до -18, модель как б-52, но попроще), на ботинках бахилы с галошами из "ирбиса" (единственное что купил для зимнего похода).
Тов. Хулуд решил посрамить все советы товарища Анта и одел простенькое термобелье, снизу плотные джинсы, сверху свитерок и куртку простую, городскую, легонькую. На ноги ботинки какие то типа прощай молодость, из ткани,  на них намотал полиэтиленовые мешки и перевязал кусками проволоки (типа нефиг буржуйствовать).
Все другое снаряжение было взято с летних походов, только у меня спальник был очень теплый, а у тов. Хулуда два летних спальника вместо одного.

Продолжу рассказ дальше. Так как ехали на машине (газели), встали поздно, в 9 утра, упаковали рюкзаки, поели, по пути завернули на газовую заправку, их в уфе мало и там всегда очереди из пазиков и газелек, постояли часик, наблюдая как киты пазиков кормятся голубым планктоном. Далее выехали по М5 в сторону Челябинска, навигатор уверенно показывал дорогу , немногим дальше Ауструма поворот на Нижние Лемезы (правда он предлагал нам свернуть и срезать по полю постоянно), оттуда деревня Тау и рукой подать после до  Верхних Лемизов, откуда мы хотели двинутся пешком. На пути  в Нижние Лемезы висит таблица, что деревня признана лет 5 назад самой красивой в Башкортостанщине.

Мы остановились спросить у местного жителя как доехать до Верхних и правильной ли мы едем дорогой (ну так на всякий пожарный, благо осталось километров30-40), абориген нам сказал что до искомого пункта осталось нам километров 200 и ехать через уфу и поселок Архангельский, а тут дорога до Тау, а после никто зимой не чистит. Данный поток информации нас впечатлил, я спросил Хулуда,  умного и ответственного, позвонил ли  по телефону который я ему скинул паренька из искомого пункта. Оказывается нет и мы решили съездить посмотреть куда ведет расчищенная дорога, и нельзя ли все же пробиться. В Тау оказался реальный тупик. Дальше можно проехать при условии, что мы сделаем из газели снегоход, либо где то найдем и приделаем колеса от трактора беларусь.

Пришлось возвращаться и ехать в объезд. В Нижних Лемезах мы остановились ненадолго и подобрали местного жителя, одно место было, почему бы не подвезти человека? Автостоп - это коммунизм на дорогах. Да и веселее так. Товарищ Хулуд решил расспросить про прилемезинские края и как люди местные ходят на атыш. Нашему попутчику было лет 60 с небольшим, более родным был для него башкирский говор, сам тракторист в оставке, ехал в Дему, на день рождения внука, успел уже с утра отметить 23-е февраля, места родные знал неплохо. Сначала Хулуд спросил был ли он в Искуште(деревня вверх по течению Лемезы), дядька сказал что там конечно был, там воооот такие змеи, все подряд ядовитые, и добавил про половые сношения с какой то матерью (в общем он этим метким выражением пользовался под сотню раз в минуту, когда узнал  что понимаем по башкирский перешел на местные аналоги), мы спросили есть ли там медведи, тоже есть, и волки есть, и всего дофига. И рыбы там много, больше чем где то, он то в этом разбирается, недаром его зовут Подарок Хариусов (а переводе с башкирского). Узнали что есть у него знакомый в Верхних Лемезах (Хулуд хотел поставить к кому либо машину и все таки разжиться лыжами и, возможно даже взять снегоход впрокат).

Высадили дядьку на развязке М5 и подробно обьяснили как проехать до Демы. Заправили газельку, доехали до Архангельского, едем по навигатору, Хулуд свернул пораньше чем мне казалось было надо, доехали до села Товакачево, и на выезде из деревни попали на снежную целену. Умная железка совершенно не учитывала - в России пол года зима, и большую часть дорог ни кто не чистит, и более короткая дорога не всегда проходима. Вернулись в Архангельское, поехали через Валентиновку и в 8 с чем то вечера, ближе к закату были в Верхних Лемезах. Деревня стоит через речку, перед ней достаточно крутой подьемкогда мы подбезжади с него спустился парень на 9-ке с прицепом с флягами для воды. Он сказал заехать можно, но надо разогнаться, что нам удалось с третьей попытки. Спросил к кому мы, мы сказали что к знакомому Подарка, обьяснил что надо направо, затем налево, потом прямо и снова направо, а дальше дороги нет, так как в деревне не чистят. Мы разговорились с ним, договорились поставить у него машину во дворе (дорога была как раз до него), разочек застряли по пути, въехали во двор. Объяснили что у нас есть желание попасть на атыш сегодня, парень посмотрел на нас, потом на закат и сказал - есть две дороги - через лес и гору, там километров 8-10, из них частично есть тропа, но надо знать дорогу, и по реке (как мы собирались) километров 20 с небольшим, и действительно ли мы хотим идти ночью. Так же выяснилось что в округе бегает зверье в виде волков у которых сейчас одновременно бескормица и сезон размножения, они любят кого могут, а кого не могут - кушают, может наоборот.

Нам было дико обломно откладывать из-за каких то диких волков и ночи так долго планируемое путешествие (я еще представил как бы хитро ухмылялся товарищ Ант и остальные добропыхатели). Мы твердо решили идти. Товарищ Хулуд спросил у парня есть ли у него лыжи. Нашлись, как раз две пары, лыжи очень крутые, кто то сам делал, старался, работал ножом и рубанком, крепления из пары ремней. Но на мою ножку они никак не налезли. Хулуд думал их переделать, но это было бы очень долго, мы бы так к утру выдвинулись. В результате взял лыжи только себе, и как выполнилось зря, мы вышли из деревни.

Через километра полтора вышли на реку, а по ней каждые несколько дней ездили на снегоходах, снег на их следах утрамбованный, можно идти по неглубокому снегу и не проваливаться, только изредка переходя там где более утоптано. Хулуд хотел закопать лыжи и забрать на обратном пути, но мы могли их посеять, поэтому каждый взял по лыжине в руки и мы как два дурачка пронесли их до Атыша и назад. Река полностью во льду, сверху еще снег, полнолуние, тишина, ночь, мороз, снимаешь рюкзак чтобы передохнуть и через 5 минут замерзаешь.  Романтика как в северном цикле у Джека Лондона.

На карте по дороге была заброшенная деревня, мы решили, что заночуем там если не сможем дальше идти. Как то Хулуд спросил дошли мы ли до нее, я посмотрел на карту и определил, что уже километра два как прошли. Шли около 5 часов в общем.

Было красиво, светло из за полной луны, вокруг луны светящееся гало, когда я  первый раз запарился, включил телефон посмотреть в навигаторе сколько еще осталось и может мы почти дошли, оказалось прошли всего километров 5.

Где то в 12 км от деревни речка поворачивает на 90 градусов, это приметное место, становится мельче, начинают появляются промоины на быстринах, вокруг увеличиваются высоты горок.

За весь путь мы сделали 4-5 остановок на несколько минут - отпить чаю из термосов. В зимнем походе это незаменимая вещь. Подмерзали и шли дальше. Я откусывал и выплевывал с бороды и усов сосульки сантиметра в 3 в длину и сантиметр в толщину. У Хулуда несколько раз рвались его чудобахилы и он перевязывал их проволокой. Когда уже реально запарились, я посмотрел на нафигатор (я его держал выключенным, но на морозе очень быстро садятся аккумуляторы, за два часа заряд упал в выключенном состоянии и 65 до 19%, а в последнюю проверку был всего 1%)  и увидел что до Атыша всего пара километров. И вскоре пара следов от снегоходов завернуло в лес. Мы дошли!

Хулуд говорил, что вроде атыш чуть подальше, но я ему показал на табличку на дереве - "Памятник Природы, водопад Атыш". 10 метров и мы на поляне перед Атышом, видно было, что там недавно были люди на снегоходах, еще тлели угли в костре. Мы скинули рюкзаки, но проще не стало, мороз был уже за 30 градусов (тов. Ант говорит что в Уфе ночью было -23).

Я начал ставить палатку (палатка не стоит 10000 денег, простая летняя Инзер 2) - руки примерзают к палкам. Хулуд готовил площадку под палатку (при помощи совковой лопаты которую мы взяли с собой), сначала хотел под деревом, но я его переубедил, начал копать сугроб (тут уже я его не переубедил, на мой взгляд правильно на твердой площадке, под палатку лапник), типа так мягче будет. Поставили палатку, немного оделись, разожгли костер, сделали чай, разогрели банку тушенки, перекусили, полноценно готовить не было сил, спать хотелось, было уже ближе к 3 ночи. В палатке пытались жечьгазовую горелку, чтобы было теплее, но думаю толку не было. Я спал в теплом спальнике, хулуд в попрохладне, но двух. Важный момент - в мороз нельзя спать в одежде всей в спальнике, замерзнешь, сначала вспотеешь потом будет хреново.

Проснулись около 9 утра спальник чутьк отсырел от дыхания, но было тепло. Ботинки задубенели, но оделись легко, и через 10 минут согрелись. У товарища Хулуда задубенела куртка как панцирь, но тоже оттаяла. У меня было чувство,  что кто то ходит вокруг палатки - на самом деле к утру поднялся ветер и пошел снег.

Встали, попили чай залитый в термосы с вечера. Поставили новый чай, попили, начали готовить еду - стандартные макароны с тушенкой. Вот важный момент - не берите ничего в чем есть жидкость. Все консервы замерзли, но это не страшно, кетчуп стал куском льда в полиэтилене, две луковицы - две глыбы, яйца вареные пришлось обстукивать ножом и кидать в кипящую воду(не чистились, белок стал прозрачный как льдышка), майонез дико загустел. Даже у термосов крышки примерзли, приходилось отогревать около костра.
 Пока готовилось все посетили атышскую пещеру - красиво, с потолка и с пола растут ледяные сталактиты и сталагмиты, маленькое окошко откуда выходит вода весной на пол метра в  прозрачном льду,  основное откуда выходит вода - без. Все засняли (жалко что погода подвела), собрали вещи и двинулись назад.

Шли так же долго,  так и не увидели заброшенную деревню, есть подозрение, что все там заросло молодым ельником. На обратном пути шел снег, заметал следы от снегоходов, был ветер, но было теплее. Уже к закату добрались до Верхних Лемезов.

Я ради эксперимента одел больше одежды под рюкзак, и как ожидаемо вспотел, и уже в машине долго не мог согреться, перегрев очень опасен в долгом походе! Поговорили с парнем у которого ставили машину - говорит чтобы приезжали летом, места он знает, можно почти до Атыша на любой машине доехать, остается километра 4, но немного стремно оставлять машину в последнее время в лесу, по деревням развелись какие то странные люди типа сектантов, может с машиной что то сделают. Спросили почему сектантов - говорит переселяются откуда то ведут себя необычно, роют в огородах у себя ямы и там тусят.

Пусть домой прошел без приключении, только от жены попало типа "где так долго скотина шлялся уже в 6 дома ждала".

Так я своим походом очень доволен, пойду еще, только на лыжах и более сложным маршрутом в следующем году, может большей компанией. Выбрать правда пока не могу толковые лыжи  типа турист или охотничьи, может кто подскажет? Все мои теоретические знания и размышления полностью оправдались. Я не замерз, не заболел, все  было круто, опасения друзей не оправдались.

Зимний поход при работающей голове так же хорош как летний. Присоединяйтесь!

1. Этот комментарий был удален администратором блога.

1. Блин что то то дублирует комментарии то удаляет сразу два...

2. Путь прокладывал Хулуд. Ну ладно так только интереснее получилось. Не поиду, только в следующем году на лыжах через горку. Что там два раза подряд делать?

3. Да я согласен, хотя весной думаю интересно, но это скорее в мае.